Правовая система Саудовской Аравии

Страница 6

Статья 45 объявляет источником фетв Коран и Сунну. Она также упоминает институты, ответственные за выпуск фетв - Совет улемов и Управление научных исследований и фетв". Усилилась роль таких учреждений, как управление научных исследований и фетв или совет исламской академии правоведения (фикха) выпускают фетвы по различным вопросам современности, такие как о выплате закята с долговых обязательств или вопросах исламского банкинга и финансовой системы. Фетвы становятся основой для принятия низамов или действуют непосредственно. Специалист в области исламского права Л.Р. Сюкияйнен приводит примеры нормативных актов, которые "прямо основаны на положениях традиционного фикха" Особенность заключается в том, что фетву разрабатывается коллегиально, а не единолично. При принятии коллегиального решения присутствуют представители разных (суннитских) мазхабов и представители разных стран (Саудовской Аравии, Иордании и т.д.), что дает возможности для большей унификации фикха, стирания различий между пониманием шариата отдельными религиозно-правовыми школами. Так же принятие решений таким способом делает таклид практически невозможным. Все это делает фикх более приспособленным и современным.

Таким образом, Саудовская Аравия показывает пример страны, в которой основой действующей правовой системы является традиционный фикх и традиционная исламская правовая культура. В ряде областей (торгового, авторского, трудового права и других сфер) действуют нормы иного происхождения, однако их существование находит свое объяснение в шариате. Если в первой половине XX века усиливалось значение норм иного права, то в последнее время они стали даже вытесняться новыми фетвами, новыми низамами, содержание которых соответствует традиционному фикху. Изменение формы права (фикха) коснулось только отдельных сфер, произошло некое превращение фикха в виде доктрины в фикх в виде законодательства, однако отдельные отрасли (уголовное, семейное право) в Саудовской Аравии продолжают оставаться в форме доктрины. Законодательство королевства можно с отдельными исключениями считать исламским правом. Вместе с тем, влияние европейского/западного права продолжает оставаться, хоть и в незначительной степени (на примере некоторых положений Основного низама, авторского права, отдельных аспектов гражданского права и прав человека и так далее).

Таким образом, рассматривая динамику развития исламского права, начиная с XIX века, можно констатировать изменения, произошедшие в нем.

Переломным моментом в развитии исламского права стали так называемые реформы Танзимата, в ходе которых произошла систематизация некоторых отраслей на базе фикха, в ряде отраслей исламское право было вытеснено нормами иного права европейского, по преимуществу, образца. Данные изменения затронули даже такой оплот традиционного шариата (фикха), как Саудовская Аравия.

По сути, можно констатировать превращение фикха в виде доктрины в статутный фикх - фикх в форме позитивного законодательства отдельных стран. Результатом такого явления может стать усиление роли государства в регулировании общественных отношений, поскольку фактическое толкование права, нормотворчество осуществляется теперь не представителями религиозно-правовых школ, а компетентными государственными органами. Однако, из изучения правовой системы Саудовской Аравии, видно, что ситуация уникальна для каждой страны и большую роль играет уровень правовой культуры и положение правовой мысли в государстве. Однако можно констатировать, что правотворчество и толкование права перешло в комепетенцию государства в большинстве исламских стран. Превращение фикха-доктрины в закон вызывает вопрос: можно ли называть закон, как продукт нормотворчества государства, источником исламского права. Сомнения по этому поводу порождает и рецепция европейских норм, порой вступающих в острый конфликт с традиционным исламским фикхом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7