Правовая система Саудовской Аравии

Страница 5

Бурное развитие экономики, а также определенная "консервация" государственного устройства не могла не отразиться на развитии общественного мнения и погружения саудовской политической жизни в упадок. Как считают исследователи, ряд событий в конце 70-х годов (конкретнее, захват мечети Аль-Харам повстанцами в ноябре 1979 года) показал кризис в сфере государственного управления в королевстве и недовольство частью населения наличия монополии на власть у семьи Саудов. В качестве доказательства сторонники этой точки зрения приводят факт, что после террористического акта была создан комитет для выработки системы правления, основанной на исламских ценностях в марте 1980 года. В то же время, с этой точкой зрения можно не согласиться, так как основными требованиями террористов были не изменения в существующем государственном устройстве, а прекращение торговли нефтью с западными странами и высылка всех иностранных специалистов. Политическое же устройство не вызывало сильного недовольства в обществе, более того, оно сохраняется и поныне. Акт об устройстве государства, или основной низам (положение) королевства Саудовской Аравии был издан только лишь в 1992 году, то есть через 12 лет после упомянутого восстания. Данный акт также называют конституцией, так как он закрепил основные принципы организации публичной власти и важнейшую роль исламского права, как стержня правовой системы государства. Важность этого документа состоит в том, что фактически он отразил роль исламского права, как стержня правовой системы. Начиная с 70-х годов - началась некая "рецепция" исламского права в тех областях и сферах правовых систем мусульманских стран, откуда оно было практически вытеснено нормами и правовыми стандартами европейского происхождения. Причем в некоем смысле "возвращению" исламского права способствовал авторитет Саудовской Аравии, направление ее внешней политики, экономические, социальные и иные показатели в развитии. В то же время не стоит исключать из виду и влияния других факторов - революции в Иране 1978-1979 годов под исламскими лозунгами.

Примеров закрепления исламских ценностей в Основном низаме 1992 года довольно много. Статья 1 Основного низама провозглашало королевства "арабским исламским государством", чья "религия - ислам, Конституция - Книга Всевышнего Аллаха и сунна Его Пророка, да благословит его Бог." Многие формулировки соответствовали стилю изложения в религиозных книгах: такие как "Да благословит его Бог", "Все богатства, ниспосланные Богом в недра земли…" (ст.14). Согласно статье 7, власть в королевстве "основана на Книге Всевышнего Аллаха и сунне Его Пророка, которые являются основой данного Положения и других государственных актов". Статья 8 провозглашала принципы справедливости, совещательности и равенства согласно исламскому шариату. Большое внимание уделено обязанности государства по отношению к исламу (ст.23). В статье 26 государство обязывалось охранять права человека, однако в соответствии с шариатом, то есть исламской концепции прав человека, исламскому пониманию института прав человека. Статья 34 обязывала подданого защищать исламскую веру, только затем "общество и государство". Вместе с тем, низам закреплял ряд социальных и личных прав, таких неприкосновенность жилища, свободы передвижения, за исключением отдельных случаев, право на получение образования, права на здравоохранение и так далее. Статья 22 гласила, что "экономическое и социальное развитие осуществляется в соответствии с научно обоснованным планом", а не шариатом. Наказание, согласно статье 38, индивидуально, и не может быть применено без соответствующего решения суда. Статья 44 закрепляла 3 ветви власти - законодательную, исполнительную и судебную, "высшей инстанцией всех видов власти" являлся король. В Основном низаме заметны влияние других правовых систем и правовых культур, что видно на примере 44 статьи, однако основой и стержнем является традиционная исламская правовая культура.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7