Правовая система Саудовской Аравии

Страница 2

Суды финансировались из разных источников: труд судей оплачивался из закята, а судебные издержки покрывались за счет хидмы - налога, уплачиваемого истцами. В вопросах, неурегулированных шариатом (например, в некоторых аспектах финансового права, правил дорожного движения), суды либо решали основываясь на самостоятельном суждении или передавали свои полномочия административным органам или таким учреждениям, как торговая палата. Процессуальное право в подавляющем большинстве основано на шариате.

В 1975 был издан низам (регламент), в котором были закреплены изменения в судебной системе. Суд в лице одного кади (судьи) теперь рассматривал брачно-семейные и мелкие гражданско-правовые споры. Суду из трех кади в рассмотрение перешли большинство уголовных дел. Аппеляционный суд имеет палаты по брачно-семейным, уголовным и иным делам. Высшей аппеляционной комиссией по уголовным делам и надзорной инстанцией для всех судов стала Высший судебный совет. Также в низаме были прописаны требования к судьям, такие как высшее религиозное образование, хорошая репутация и примерное поведение.

Произошли изменения и в торговом и гражданском праве. Это вызвано активным развитием нефтяной промышленности и торговли с западными странами. В 1926 году был создан коммерческий суд из 6 человек. Этот суд в рассмотрении дел позже стал руководствоваться торговым уставом (1931 год). Торговый устав (низам ат-тиджара) заимствовал многое из османского торгового кодекса и содержал нормы по различным вопросам, которые не регулировались нормами шариата. Данный нормативно-правовой акт способствовал активному развитию коммерческих отношений в королевстве и показывает, насколько крупным было влияние Маджаллы (следовательно, и реформ Танзимата) на правовые системы исламских стран, причем это выразилось не в нормах (Маджалла - кодификация норм ханафитского мазхаба), а в тенденции к систематизации и "этатизации" фикха, то есть постепенного формирования статутного фикха. Являясь во многом заимствованным из османского торгового кодекса, который, в свою очередь, заимствовал многое из французского торгового и гражданского права, саудийский торговый устав стал основой для издания новых актов и фетв, а также стал основой для формирования такого явления в экономике и праве, как исламский банкинг. Также в 1927 были созданы первые нотариальные конторы, регистрировавшие различные документы. В дальнейшем, до 70-х годов XX века финансовые и торговые отношения будут все более регулироваться нормами западного, неисламского права. В этом проявляется "дуализм" правовой системы Саудовской Аравии; при общем стремлении привести все законодательство в соответствии с нормами шариата, в ряде отраслей доминирует использование норм иного права (на раннем этапе - османского права, в наши дни - международного, американского, европейского и "собственного" саудовского). Но не следует забывать, что основополагающие принципы фикха (исламской юриспруденции) остаются в силе, к примеру, до сих пор запрещен доход с ростовщической деятельности (риба). Ряд авторов (А.М. Васильев, С.А. Старостина) считают, что использование норм иного права или создание норм (то есть конкретно, подчинение и признание нормотворчества государства) было отходом от принципов шариата, и являлось "лазейкой" для улемов. Однако следование воли правителя, выраженной в нормативных актах, не было отходом от принципов исламского права. Напротив, такие ученые, как ибн Теймийа, Мухаммад ибн Абд-аль-Ваххаб и другие на основании аята из Корана (4: 59) делали вывод о том, что необходимо подчиняться правителю в тех вопросах, относительно которых нет указания в шариате. Таким образом, нельзя определенно сказать, что нормативные акты правителя, если даже они не имеют подоплеку и основу в фикхе, нельзя считать частью исламского права.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7