Демократия в государственном управлении

Страница 5

По мнению многих наблюдателей, на сегодняшний день законодательная власть в России считает достаточным для себя издание множества законов. Но от обилия законов мало что меняется в обществе. Значит вопрос упирается не в количество, а в содержание законов и механизмы их практической реализации, что обеспечивается исполнительной властью.

Демократизм государственного управления создается демократической организацией самой исполнительной власти. Первое - это выборы руководителей этих органов власти. Второе - децентрализация функций и полномочий управленческих структур с усилением контроля сверху (по вертикали) и снизу (по горизонтали).

Пока в России сделано мало по демократизации управления, и на федеральном уровне сохраняется громоздкая структура власти. Очень сложна их организационная структура, ведущая к параллелизму, дублированию и нестыковкам. В государственном управлении многое зависит от использования коллегиальных форм управленческой деятельности. На деле же диктат "сильной личности" в самых разных органах исполнительной власти продолжается.

Немаловажной составляющей в процессе демократизации государственного управления в современной России является мыслительный процесс в системе государственной власти. На сегодняшний день он распадается на две составляющие: публичное мышление и кабинетное.

Кабинетное мышление тоже имеет две составляющие. Первая из них - профессиональная, то есть подчиненная определенным правилам, либо специальным нормативным документам, либо традициям. Благодаря этому, коллективное мышление обретает технологичность, становится фабрикой производства мысли. Решающее влияние на эту составляющую оказывает разделение труда между различными органами управления. Структурные трансформации, периодически возникающие в системе власти, непосредственно сказываются на качестве коллективного мышления. Изменение нормативных основ, карьерные перемещения должностных лиц и т п. - все эти движения в системе власти одновременно означают и движение ее мысли.

Вторая составляющая кабинетного мышления связана с индивидуальными способностями и межличностными отношениями должностных лиц. На техническом уровне системы власти эти факторы не играют существенной роли, однако на уровне политическом они нередко приобретают решающее значение.

Что касается публичного мышления, то оно обеспечивает ту или иную меру вовлечения в мыслительный процесс государственной власти других социальных групп. В некоторых системах такое мышление совпадает по содержанию с кабинетным (тоталитаризм), в других - строится по лекалам массового сознания (популизм), в третьих - предстает совместной работы власти и общества. Однако во всех случаях оно частично формализовано (законы о СМИ, о рекламе и т.п.), а его технологические параметры определяются уровнем развития и принципами производства массовой информации. За последние пятнадцать лет в работе российской власти произошли глубокие изменения. Политологи состояние мыслительного процесса описывают следующим образом: из советского состояния мыслить от имени народа и для народа, когда власть рассматривается как орган мышления народа/нации, - к состоянию "мыслить" от себя и в пределах своей юрисдикции". В этом втором состоянии власть воспринимает себя и понимается "гражданским обществом" в качестве самостоятельного "социального тела", обладающего собственным коллективным мышлением. Переход системы власти в России из первого состояния во второе - называют феноменологическим транзитом, который был начат в середине 80-х гг. XX века и продолжается до сих пор.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7