Демократия в государственном управлении

Страница 2

Сегодня во многих странах налицо стремление к установлению именно демократически-правового режима. Преобразования в странах бывшего Советского Союза и Восточной Европы должны были наряду с восстановлением рыночной системы хозяйствования сформировать демократичные общества с парламентскими системами на основах плюрализма и многопартийности. Удалось ли это на сегодняшний день?

Несмотря на наметившуюся в конце 90-ых гг. тенденцию демократизации общества и государственного управления, России и странам Восточной Европы предстоит еще долгий путь к достижению идеалов демократии, провозглашенных еще древними афинянами.

Далее в работе будет рассмотрено сегодняшнее положение дел в государственном управлении России с точки зрения демократизации и информатизации данного процесса.

В России середина 90-ых XX века характеризовалась нигилистическим отношением к государству и управлению. Концепция "меньше государства" уповала на то, что приватизация, частная собственность, свобода и рынок сами по себе решат кризисные проблемы страны. В то время новые олигархи практически подчинили себе федеральные органы власти и диктовали им свою политику: развитие сырьевых отраслей, вывоз капитала, и через них - сближение с Западом. В тех условиях размышлять о государственном управлении считалось "отсталостью" сознания. Но жизнь доказала, что без государственного управления невозможно обеспечить целостность, суверенитет, безопасность и развитие гражданского общества. Проблема состоит в том, какими нужны обществу государственные институты [1].

Крушение Союза ССР сопровождалось разрушительной критикой государственного управления. Негативная оценка роли партийной системы была перенесена в целом на государственный аппарат и его кадры. С бюрократическим централизованным руководством стали ассоциировать административные методы вообще. Они воспринимались как отрицательное явление, а государственное управление - как порождение планово управляемой экономики. В итоге в 1992-1997 гг. в России государственное управление было практически разрушено - само понятие "государственное управление" исчезло из текста Основного закона. Поспешно проводимые экономические реформы с ярко выраженной монетаристской направленностью вытесняли рычаги управления и регулирования, которые могли успешно действовать в переходный период. Роль государства в экономике стала оцениваться весьма скептически, а менеджмент и маркетинг - технологии управления в хозяйствующих субъектах - представлялись вполне достаточными для социального управления в масштабах государства.

Возникшая в итоге девальвация представлений о государстве, государственном строительстве и управлении актуализировала потребность в создании современной теории государственного управления с использованием мирового опыта государственно-административного строительства и местного самоуправления, с учетом российского исторического опыта и современного социального базиса, политической культуры и менталитета общества. Именно это национальное богатство должно послужить базой для укрепления единства и суверенитета страны.

В своем послании Федеральному собранию в 2007 г. Президент России В.В. Путин отмечал, что "духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Убежден, общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи - когда у него есть общая система нравственных ориентиров. Когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории" [2].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7