Анализ и оценка качества оказываемых услуг

Страница 2

Элемент регулирования и контроля за ценообразованием, обязательная аудиторская экспертиза экономического обоснования тарифов позволит выявить неэффективные и необоснованные затраты, включаемые в расчеты тарифов, определить пути снижения производственной себестоимости на всех уровнях соответствующего ценообразования и обеспечить защиту экономических интересов населения и других потребителей от монопольного повышения тарифов /35/.

При создании контроля и экономического обоснования повышения тарифов следует, выявляет неэффективные затраты. Также стараться не допускать перепродажи услуг на рынке поставляемых жилищно-коммунальных услуг.

В части тарифной политики следует уделять внимание процедуре утверждения тарифа, которая не должна осуществляться без необходимой экспертной проработки со стороны структур администрации. Отсутствие реальной экспертизы расчетов по утверждаемым тарифам ведет к формализованному контролю за их регулированием. Также стоит обратить внимание на стандартизацию форм расчетов по обоснованию тарифов разных субъектов естественных монополий.

Необходимо снижать собственные затраты. Применяемые затратные принципы «издержки плюс прибыль» построения тарифа, не стимулирующие субъектов естественных монополий, должны меняться на новые, основанные на соответствующих индикаторах качества и эффективности деятельности предприятия.

Немаловажное внимание стоит уделить степени информативности расчетов по обоснованию тарифа, позволяющей сопоставлять данные расчетов с данными бухгалтерской отчетности. Для этого в организациях-монополистах следует ввести:

совместимые с бухгалтерской отчетностью формы расчетов для утверждения тарифа;

графики предоставления необходимых расчетов, адекватные расчетным периодам в бухгалтерском учете, и определить ответственных исполнителей за эту работу /48/.

Иметь в наличие согласованные планы регулирования тарифов между субъектами естественных монополий по стоимости своих услуг, как в краткосрочном плане, так и на долгосрочные периоды, для возможности введения бизнес-планирования и бюджетирования на предприятиях.

В части формирования фактической себестоимости следует обратить внимание на действующий принцип построения тарифа, позволяющий включать в затраты услуги различных поставщиков в соответствии с нормативным регулированием в Российской Федерации, экономическая целесообразность которых в то же время вызывает обоснованные сомнения.

Учет факторов, при которых затраты по топливно-энергетическим составляющим себестоимости исчисляются на основе использования устаревшей аппаратной базы учета и контроля потребляемых ресурсов и не измеряются контрольно-измерительными приборами (КИП), а определяются расчетным методом. Соответствующие методики должны быть подвергнуты соответствующему технологическому аудиту /37/.

Необходимо воздержаться от закупки материалов и топлива у посредников по завышенным ценам, как при денежных расчетах, так и при товарообменных операциях.

При предоставлении ряда услуг, например, ремонтных работ, через дочерние структуры, учитывать, что это оказывает влияние на стоимость потребляемых услуг в сторону их увеличения.

При формировании инвестиционных составляющих предприятия-монополисты обязаны представлять для рассмотрения органам власти соответствующие инвестиционные программы. Администрация должна быть уверена в полезности и окупаемости программы. Далее такие программы должны пройти оценку эффективности независимых экспертов, а, возможно, и конкурсный отбор. Только после этого следует принимать решение о включении инвестиционных составляющих в структуру тарифа. Более того, для принятия окончательного решения этот вопрос необходимо провести через процедуру общественных слушаний /30/.

Результатом проведения проверок должно быть соответствующее заключение, позволяющее получить достаточные доказательства:

эффективности контроля и управления в субъектах естественных монополий;

обоснованности формирования тарифов и фактической себестоимости;

резерва снижения фактической себестоимости;

необходимости разработки рекомендации по формированию и реализации региональной политики в отношении субъектов естественных монополий.

По существу регулирование коммунальных тарифов должно быть выведено из-под юрисдикции формы собственности (муниципальная, государственная, частная и т.д.) и существовать как бы вне ее с целью сохранения единого экономического пространства территории в целом.

При введении проекта методик с целью уменьшения роста тарифов следует учитывать все факторы, направленные на пути снижения производственной себестоимости на всех уровнях соответствующего ценообразования.

Страницы: 1 2 3 4 5