Установление необходимых обстоятельств по делу

Страница 7

7. Приносить жалобы на действия (бездействие) и решения следователя, ограничивающие его права. Этим правом должен быть наделен любой участник уголовного судопроизводства, так как оно представляет собой надежную гарантию для реализации других прав педагога (психолога) и обеспечения законности поведения следователя по отношению к нему.

8. Ходатайствовать о применении мер безопасности, предусмотренных законодательством. Согласно Федеральному закону от 20 августа 2004 г. №119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» педагог и психолог названы в числе лиц, подлежащих государственной защите (п. 5 ст. 2.

9. Получать возмещение расходов, связанных с явкой к месту производства следственного действия, и вознаграждение за участие в нем.

В практике часто возникают проблемы с вызовом педагогов (психологов) на допросы. Они всегда загружены работой и лишним временем практически не располагают. Представляется, что, если законодатель предусмотрит возмещение педагогу (психологу) его расходов, связанных с явкой на допрос и участием в нем, то ситуация может измениться в лучшую сторону. Хотя УПК РФ и предусматривает возмещение аналогичных расходов и выплату вознаграждения специалисту (п. 1, 4 ч. 2 ст. 131 УПК РФ), многие педагоги об этом не знают, поэтому не пользуются подобным правом. Дают о себе знать и дискуссии на тему, является ли педагог (психолог) специалистом, и самое главное – неясность позиции законодателя в данном вопросе.

Как верно отмечает Ф.Н. Багаутдинов, «проблема существует, в особенности при приглашении для допроса квалифицированного психолога, опытного педагога, тем более при приглашении их, как говорится, со стороны – из частных учебных и частных клиник. Бесплатно пока на допрос приходят только педагоги общеобразовательных школ, техникумов и училищ». Но даже и последние не должны приходить на допрос бесплатно. Интервьюирование педагогов, участвовавших в допросах несовершеннолетних, показало, что они более охотно принимали бы «приглашения» для участия в следственных действиях, если бы эта их дополнительная нагрузка оплачивалась.

При определении процессуального статуса участников уголовного судопроизводства УПК РФ отказался от использования термина «обязанности» («обязан»), отдав предпочтение словосочетанию «не вправе». Следует согласиться с Ю.К. Орловым, отмечающим, что термин «не вправе» – не синоним слову «обязан». Обычно под обязанностью понимается требование совершить какие-то действия. «Не вправе» означает обязанность воздержаться от определенных действий (пассивное поведение). При этом некоторые обязанности в УПК РФ отсутствуют, так как посредством «не вправе» сформулировать их вообще невозможно. Во избежание таких последствий мы полагаем, что при определении процессуального положения педагога (психолога) следует оперировать понятием «обязан» («обязанность»).

Среди обязанностей педагога и психолога, участвующих в следственных действиях, необходимо назвать следующие:

1. Главная обязанность педагога (психолога) – оказать посредством решения стоящих перед ним задач содействие следователю в получении полных и достоверных показаний несовершеннолетнего, используя свои специальные знания.

2. Предоставить следователю документы, подтверждающие наличие образования и квалификацию, сообщить сведения о месте работы, стаже работы по специальности с той или иной возрастной категорией несовершеннолетних.

3. Подписать протокол следственного действия, а также все сделанные к нему дополнения и уточнения. Эта обязанность предусмотрена законом для всех участников следственного действия (ч. 6, 7 ст. 166 УПК РФ).

4. Являться по вызову следователя для участия в процессуальном действии. Вызов может быть не единственным, поскольку, например, повторные и дополнительные допросы несовершеннолетних следует по возможности проводить с участием того педагога, который участвовал в первоначальном допросе.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9