Установление необходимых обстоятельств по делу

Страница 8

5. Соблюдать порядок при производстве следственного действия.

6. Не разглашать данные предварительного расследования, ставшие известными педагогу (психологу) в связи с участием в производстве по уголовному делу, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном ст. 161 УПК РФ.

В юридической литературе высказана точка зрения о том, что мерой обеспечения явки педагога (психолога) может служить административная ответственность в соответствии со ст. 17.7 КоАП РФ (невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении). Данная норма предусматривает наложение штрафа.

В тех странах СНГ, в которых педагог (психолог) является специалистом в уголовно-процессуальном смысле, за отказ или уклонение специалиста от выполнения обязанностей без уважительных причин установлена административная (например, ч. 4 ст. 84 УПК Казахстана) или процессуальная ответственность в виде наложения денежного взыскания (например, ч. 3 ст. 65 УПК Кыргызской Республики 1999 г.).

Представляется, что в случае невыполнения педагогом (психологом) без уважительных причин своих обязанностей, носителем которых он становится с момента вызова к следователю (дознавателю) или в суд, к нему может быть применена «иная» мера процессуального принуждения – денежное взыскание (ч. 2 ст. 111, ст. 117, 118 УПК РФ). Для обеспечения такой возможности необходимо перечень участников уголовного судопроизводства, содержащийся в ч. 2 ст. 111 УПК РФ, дополнить педагогом и психологом.

Таким образом, УПК РФ целесообразно дополнить следующими нормами о правах, обязанностях и ответственности педагога (психолога) в уголовном процессе:

«1. Педагог (психолог) вправе:

1) знать цель своего вызова, а также задачи, для разрешения которых он вызван;

2) отказаться от участия в производстве по уголовному делу, если не обладает соответствующими специальными знаниями;

3) до начала следственного действия знакомиться с материалами уголовного дела, характеризующими личность несовершеннолетнего;

4) задавать вопросы несовершеннолетнему с разрешения дознавателя, следователя и суда;

5) знакомиться с протоколом следственного действия, в котором он участвовал, и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей;

6) заявлять ходатайства и делать заявления, подлежащие занесению в протокол;

7) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда, ограничивающие его права;

8) ходатайствовать о применении мер безопасности, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Кодекса;

9) получать вознаграждение за выполненную им работу и возмещение расходов, понесенных при производстве по уголовному делу.

2. Педагог (психолог) обязан:

1) являться по вызову дознавателя, следователя и суда;

2) представлять дознавателю, следователю и суду документы, подтверждающие его специальную квалификацию в области педагогики и психологии и / или сообщать сведения об опыте работы с соответствующей возрастной группой несовершеннолетних;

3) участвовать в производстве следственных действий и в судебном разбирательстве, используя свои специальные знания, для содействия установлению обстоятельств, подлежащих доказыванию;

4) соблюдать порядок при производстве следственных действий и во время судебного заседания;

5) делать в протоколе вывод о правильности проведения следственного действия с точки зрения педагогики и психологии.

3. Педагог (психолог) не вправе разглашать данные предварительного расследования, ставшие ему известными в связи с участием в производстве по уголовному делу в качестве педагога (психолога), если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. За разглашение данных предварительного расследования педагог (психолог) несет ответственность в соответствии со статьей 310 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9