Установление необходимых обстоятельств по делу

Страница 5

Если ст. 191 УПК РФ лишь упоминает об участии педагога в допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля на стадии предварительного расследования, не указывая, что он должен делать, то в судебном разбирательстве ч. 2 ст. 280 УПК РФ обязывает председательствующего разъяснить педагогу до начала допроса его права: задавать вопросы несовершеннолетнему и покинуть зал судебного заседания по окончании допроса – с разрешения председательствующего (ч. 3, 7 ст. 280 УПК РФ). Если же допрашивается несовершеннолетний, совершивший преступление, то педагог вправе не только знакомиться с протоколом допроса, но и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей (ч. 5 ст. 425 УПК РФ).

Как справедливо отмечается в юридической литературе, процессуальное положение любого субъекта уголовного процесса должно отвечать требованию необходимости и достаточности объема субъективных прав и юридических обязанностей для выполнения тех задач и функций, которые стоят перед ним. Поэтому приходится констатировать, что регламентация процессуального положения педагога (психолога) в УПК РФ не соответствует данному требованию и нуждается в существенном совершенствовании. Педагог (психолог) должен обладать одинаковым количеством полномочий независимо от того, в допросе какого несовершеннолетнего участника уголовного судопроизводства он принимает участие, ибо его задача в этом следственном действии одна – способствовать получению от несовершеннолетнего полных и достоверных показаний.

Как и УПК РСФСР 1960 г., действующий Кодекс предусматривает участие педагога (психолога) только в одном следственном действии – допросе несовершеннолетнего, хотя в юридической литературе неоднократно указывалось, что его участие не менее важно и в других следственных и даже процессуальных действиях (проверка показаний на месте, предъявление для опознания, следственный эксперимент, предъявление обвинения и т.д.). Мы полностью согласны с этим. Да и практика показывает, что в некоторых случаях (но, к сожалению, не всегда) педагоги привлекаются к участию в указанных процессуальных действиях.

Перечисляя права педагога (психолога) как участника допроса несовершеннолетнего, УПК РФ называет среди них только три: с разрешения следователя задавать вопросы несовершеннолетнему; по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса; делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в протоколе записей (ч. 3 ст. 280, ч. 5 ст. 425 УПК РФ). При этом закон вообще не упоминает об обязанностях педагога (психолога) и его ответственности.

Представляется, что к правам педагога (психолога), участвующего в допросе несовершеннолетнего и иных следственных действиях, по итогам анализа УПК РФ, уголовно-процессуального законодательства стран СНГ, юридической литературы и судебной практики необходимо отнести следующие:

1. Знать, с какой целью и для решения каких задач педагог (психолог) вызван для участия в следственном действии. Корреспондирующая этому праву обязанность следователя разъяснить указанные аспекты будет способствовать более активному участию педагога (психолога) в процессуальном действии.

2. Отказаться от участия в следственном действии по причине некомпетентности, т.е. отсутствия необходимых специальных знаний (например, воспитатель детского сада, которого пригласили на допрос подозреваемого (обвиняемого) в возрасте 14–18 лет, вправе отказаться от участия в допросе как не имеющий опыта работы с несовершеннолетними старшего школьного возраста).

3. Знакомиться до начала следственного действия (в рамках подготовки к нему) с материалами уголовного дела, характеризующими личность несовершеннолетнего (в частности, в настоящее время таким полномочием наделен педагог в уголовном процессе Казахстана – ч. 3 ст. 488 УПК Республики Казахстан 1997 г.). Особенно реализация этого права важна для педагога, не знакомого с подростком.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9