Установление необходимых обстоятельств по делу

Страница 2

Требование закона о необходимости установления влияния на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц означает, что выяснению подлежат круг лиц, положительно или отрицательно влияющих на подростка, в чем конкретно это влияние выражается. Должны быть установлены также факты совершения преступлений несовершеннолетним с участием взрослого лица, случаи совершения преступлений, когда взрослый сам не участвует в преступлении совместно с несовершеннолетним, но подстрекает его к выполнению этих действий. Проверяться должны и факты, когда взрослый вызывает у несовершеннолетнего желание, укрепляет его решимость заниматься совершением преступлений (пропаганда среди несовершеннолетних преступного образа жизни, обучение преступному «ремеслу»).

Уровень психического развития должен соответствовать биологическому (календарному) возрасту. При наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии или умственной отсталости несовершеннолетнего, назначается комплексная психолого-психиатрическая экспертиза. В соответствии с ч. 3 ст. 20 УК РФ, если несовершеннолетний достиг возраста, с момента наступления которого возможно привлечение его к уголовной ответственности, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности. В целях установления данного факта следует производить судебно-психиатрическую экспертизу. Так, к примеру, судебной экспертизой может быть не установлено психического заболевания, однако обнаружена серьезная задержка психического развития вследствие перенесенных им при родах травмы головного мозга, асфиксии и недоношенности. По уровню общего психического развития на момент обследования такой несовершеннолетний может быть признан несоответствующим паспортному возрастному периоду, считается не достигшим 14 лет и в силу интеллектуально – личностной незрелости, недостаточной способности к прогнозированию, контролю и выполнению критических функций на момент обследования, как и во время совершения общественно опасного деяния, – лицом, которое не могло в полной мере осознавать значение своих действий и руководить ими.

Определение уровня психического развития несовершеннолетнего предполагает выяснение степени его интеллектуального развития, соответствия возрасту, причин задержки психического развития. В этих целях могут быть истребованы документы, допрошены родители, учителя и воспитатели, соседи, лица из окружения обвиняемого (подозреваемого). Для определения уровня психического развития несовершеннолетнего и при наличии данных об его умственной отсталости назначается комплексная психолого-психиатрическая экспертиза.

Под иными особенностями личности несовершеннолетнего, подлежащими установлению по уголовному делу в соответствии с п. 2 ч. 1 комментируемой статьи, следует понимать такие особенности психики, как способность к абстрактному мышлению, возможность самостоятельной организации деятельности, социальный характер интересов и ценностей, ограниченность запаса общих сведений и знаний, примитивность интересов, несформированность морально-этических норм поведения, асоциальность установок и др.

Возможность несовершеннолетнего в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими из-за отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, устанавливается путем постановки на разрешение психолого-психиатрической экспертизы следующих вопросов. Страдал ли несовершеннолетний обвиняемый во время совершения инкриминируемого ему деяния психическим расстройством? Имеется ли у несовершеннолетнего обвиняемого отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством? Мог ли несовершеннолетний обвиняемый во время совершения инкриминируемого ему деяния осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими и если мог, то в какой мере?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7