Организующее значение государственной власти для формирования гражданского общества

Страница 4

От государственной власти требуется создание условий, необходимых для развития гражданского общества. Так для развития гражданского общества необходима, прежде всего, правовая основа. Данную основу составляют, с одной стороны, законодательные акты, определяющие необходимую степень свободы индивидов и их объединений и, в то же время, ограничивающие произвол органов государственный власти. С другой стороны, необходима реальная, повседневная практика реализации данных актов. Наиболее полное воплощение законодательных норм в практической деятельности реализуется в правовом государстве, важнейшими признаками которого являются: верховенство законов; реальность, обеспеченность прав и свобод каждого гражданина; взаимность прав и обязанностей индивида, общества и государства. Также государство должно создавать экономические условия для развития гражданского общества. В первую очередь, сюда следует отнести обеспечение возможности свободно осуществлять все законные виды хозяйственной, экономической деятельности, реализовывать свое право собственности. Важной задачей, стоящей перед государственной властью, является оказание экономической помощи социально не защищенным слоям населения, ликвидация бедности. Помимо социального эффекта, решение данной задачи способствует повышению уровня гражданского самосознания и гражданской активности. Таким образом, для развития гражданского общества необходимы государственные инвестиции в социально незащищенные группы населения.

Государственной власти следует осуществлять деятельность, направленную на формирование духовных условий необходимых для развития гражданского общества. Гражданское общество основывается не только на материальных основах, но и на духовных началах, таких как: потребность в свободе, самостоятельность, ответственность, толерантность и т. д. Для формирования указанных духовных качеств необходимо наличие соответствующего образования и воспитания. В этом отношении, роль государственной власти способствовать материальному, финансовому, организационному, методическому обеспечению образовательного процесса.

Государственная власть не должна слагать с себя ответственности за выработку объединяющей, общенациональной идеи. Обществу необходима скрепляющая духовная основа, носящая наднациональный, нерелигиозный, неполитический характер, выражающая интересы и чаяния большинства населения. Для государственной власти необходимо сохранение либо приобретение уважения и доверия граждан. Оно поддерживается предсказуемостью решений и действий государства, реальностью обещаний и последовательностью их осуществления, адекватностью функций новым требованиям.

Важнейшей функцией государственной власти является защита гражданского общества, его субъектов институтов от различных сил, препятствующих их деятельности, а также стремящихся либо к прямому подчинению индивидов и их объединений, либо к созданию ситуации зависимости. Такими силами выступают различные политические, религиозные, националистические (в том числе экстремистские) движения, а также бизнес-структуры.

Гражданское общество не существует независимо, автономно от государства и процесс его формирования требует активного участия в нем государственной власти. В то же время существует и обратная связь, заключающаяся в воздействии гражданского общества, его субъектов, отношений на государственную власть. Носители государственной власти - органы, наделенные соответствующими полномочиями, в совокупности представляют собою целостное, определенным образом построенное, системное образование. Одним из важнейших свойств открытых систем (система органов государственной власти является таковой) выступает взаимозависимость с внешней средой. Открытые системы формируются, функционируют, проявляют свои качества лишь при постоянном взаимодействии, обмене с внешней средой. Это основное условие их существования. Системный подход к исследованию функционирования государственной власти требует от нас учитывать комплекс внешних условий, так или иначе оказывающих на нее воздействие. К таковым относятся, в том числе и субъекты, институты гражданского общества. Непосредственно, взаимодействие гражданского общества и государственной власти осуществляется как в форме конфронтации, так и в форме сотрудничества. Выделение гражданского общества как особой сферы, дистанцированной от государственной власти и автономной по отношению к ней, зачастую носит антиэтатический характер. Так получается, что вольно или невольно гражданская сфера противопоставляется государственной, нередко они рассматриваются как противостоящие друг другу. Для многих структур гражданского общества основным видом деятельности является оппонирование государственной власти, отрицается возможность сотрудничества.

В заключение данной главы подчеркнем, что гражданское общество формируется на основе процессов самоорганизации, интеграции и самоуправления, выступает началом, обеспечивающим постоянное обновление социальной системы, ее развитие в новых формах и отношениях. Функционирование гражданского общества, при этом, требует взаимосвязи и взаимодействия с государственной властью.

Страницы: 1 2 3 4 5