Организующее значение государственной власти для формирования гражданского общества

Страница 1

При формировании гражданского общества и поддержания стабильности всей системы в самом обществе происходят различные процессы, это могут быть процессы самоорганизации или процессы спонтанного, произвольного формирования различных обществ, ассоциаций, объединений, между ними устанавливаются устойчивые связи и отношения, но в социальной жизни все эти процессы имеют свои пределы. Чтобы, в гражданском обществе поддерживалось единство и сплоченность, чтобы оно находилось в устойчивом состоянии не обойтись без организационных процессов. Поэтому для устойчивого функционирования гражданского общества необходимы социальные подсистемы, которые будут осуществлять организующую функцию.

Для исключения конфликтных ситуаций, сохранения стабильности в общественной жизни граждан, регулирования отношений между отдельными людьми, их объединениями и различными организациями, для координации их действиями необходимо целенаправленное воздействие на различные сферы жизни граждан, на поведение, как отдельных индивидов, их коллективов так и организации в целом. Процессы управления и организации существуют во всех сферах жизни общества и осуществляются на всех уровнях. Так, например, государственное управление осуществляется в масштабах всей страны. И для того, чтобы государство процветало и развивалось, оно определяет основные направления развития общества, принимает решения по основным общественно важным проблемам и воплощает эти решения в жизнь. Для осуществления стабильности в обществе регулирует процессы взаимодействия в обществе, ищет пути достижения общественных целей.

Чтобы осуществлять управление и организацию, необходима власть и уже посредством реализации этой власти предполагается управления обществом путем принуждения, подчинения. В современном обществе существуют различные виды власти, начиная с внутрисемейной и заканчивая политической. Государственная власть качественно отличается от всех иных видов власти, она имеет верховенство внутри страны и превосходит над всеми прочими видами власти. Государственная власть имеет суверенитет, означающий ее верховенство внутри страны, в праве независимо решать проблемы, возникающие внутри страны. Для поддержания правопорядка государство издает законы и нормы, которые обязательны для всего населения страны и следит за надлежащим исполнением законов. Кроме того государственная власть обладает такой чертой как универсальность, это означает, что она распространяет свое воздействие на все сферы общественной жизни. Государственная власть имеет право карать и миловать, ей принадлежит монополия на использование принуждения и даже физического насилия. При этом использование государственной властью принуждения признается всеми субъектами, по отношению к которым применяется, то есть носит легитимный характер и имеет правовое закрепление в законодательной базе государства. Для реализации власти в государстве существуют и функционируют специальные органы, институты и учреждения, такие как законодательное собрание, аппарат государственных служащих, суд, армия и многие другие посредством которых государство осуществляет свои властные полномочия. Процессы организации и функционирования общественной деятельности не исчерпываются только управлением. Особое значение для формирования гражданского общества играет такой процесс организации как, создание условий для самостоятельного функционирования всех элементов общественных отношений. Управленческая деятельность органов государственной власти по отношению к гражданскому обществу имеет свои ограничения и это связано, прежде всего, с тем, что гражданское общество формируется и функционирует в первую очередь на основе процессов самоорганизации. Поэтому, для успешного развития и функционирования гражданского общества органы исполнительной власти должны в первую очередь создавать условия для реализации прав, свобод, потребностей граждан. К.С. Вельский утверждает, что исполнительная власть может быть создана только для служения обществу, а не для обслуживания своих собственных интересов. Совокупность органов исполнительной власти создаются для установления взаимодействия с гражданским обществом на основе существующей законодательной, нормативной и правовой базы. Но поскольку все институты гражданского общества, такие как политические партии, средства массовой информации, общественные движения и объединения, ассоциации являются независимыми образованиями в государстве, то эти взаимоотношения не имеют административного управленческого характера. Поэтому их отношения с властью строятся не на основе управления, а на базе реализации функций этой ветви власти. Создание условий для свободного развития общества, функционирования процессов его самоорганизации, является основной задачей органов власти, и в этой деятельности будет реализовываться функция организации по отношению к гражданскому обществу.

Страницы: 1 2 3 4 5