Требования по защите интересов потребителя в ООН

Страница 5

Если стороны не приходят к общему знаменателю в понимании того, что есть недостаток, что требования потребителя объективны или нет, то следующий этап: это проведение экспертизы товара.

Проведение экспертизы товара по общему правилу Закона возлагается на продавца.

В силу последних изменений, которые были внесены в Закон, восполнен тот пробел, что теперь потребитель имеет право участвовать в этой экспертизе. И еще очень важное дополнение, которое было внесено последними изменениями: это то обстоятельство, что было четко определено, что экспертиза проводится в сроки, установленные законом, для рассмотрения соответствующего требования потребителей. Т.е. если требование потребителя связано с отказом от исполнения договора купли-продажи, а срок для удовлетворения этого требования установлен в 10 дней, то соответственно, все эти действия, о которых я сказал, и проверка качества, и экспертиза, должны быть проведены в эти сроки.

Ошибка, которая сегодня чаще всего встречается на практике, заключается в том, что эксперту или экспертной организации неправильно формулируют вопрос, на который он должен ответить с точки зрения разрешения спорной ситуации. По смыслу закона, пункт 5 статьи 18 есть пять оснований, по которым соответствующий субъект освобождается от ответственности перед потребителем за удовлетворение его требований. Т.е., если будет доказано, что причиной возникновения недостатка является нарушение потребителем правил использования товара, его хранения, транспортирования, либо это связано с вмешательством третьих лиц, либо с действиями непреодолимых сил. И эксперт по смыслу вот этих всех взаимоотношений должен дать ответ на то, что есть вот эти основания, либо их нет. Потому что, если эксперт отвечает на вопрос таким образом, что в товаре нет производственного недостатка, что чаще всего и происходит.

Чаще всего на практике экспертизу проводит продавец. Если экспертизу провел покупатель, то ее вообще никто не принимает во внимание. Тем не менее, очень много жалоб о том, что люди не доверяют тем экспертизам, которые проводятся продавцом.

Потребитель делает независимую экспертизу, потом приходит в суд, а суд вообще не засчитывает и не смотрит на результаты этой независимой экспертизы, назначает собственную. На мой взгляд происходит дискриминации потребителей, во-первых, в ситуации проведения экспертизы, и, во-вторых, нужно ли что-то менять в системе работы экспертных компаний. Как мне кажется, если она получила лицензию или какое-то право на проведение экспертизы, почему ей не доверяют, даже продавец имеет право не доверять

Существуют проблемы в понимании того, как должен работать закон в зависимости от того, кто это непонимание демонстрирует в силу объективных либо субъективных причин. Это все и порождает конфликтные ситуации.

Законе "О защите прав потребителей" были внесены изменения, в соответствии с которыми покупатель может в течение 7-ми дней вернуть товар продавцу без объяснения причин.

Действительно, законом N171-ФЗ от 21.12.2004 года в закон "О защите прав потребителей" был внесен целый блок очень важных изменений, в том числе, связанных с урегулированием правоотношений, при, так называемой, дистанционной торговле. Т.е. это те формы торговли, которые исключают возможность непосредственного ознакомления потребителя с образцом товара, т.е. не может его пощупать, потрогать при заключении договора купли-продажи, сделать на основе непосредственного, визуального осмотра конкретного товара, соответствующий осознанный выбор.

Действительно, сегодня в пункте 4 статьи 261 содержится положение о том, что потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи.

Если товар уже передан и оплачен, то после его передачи в течение 7 дней покупатель может вернуть его. Т.е. это прямая норма, которая действительно позволяет потребителю воспользоваться своим правом и, соответственно, решить вопрос в пользу того: оставить у себя этот товар, который он заказал и приобрел, либо от него отказаться.

Если говорить об административной практике, то с точки зрения возможности выявления тех нарушений, которые поддаются оценке по нормам Кодекса РФ об административных правонарушениях, да и которые, формируют сегодня основной поток жалоб потребителей, он приходится на весь блок тех положений закона "О защите прав потребителей", который связан с правом на информацию. Не случайно в законе 8-12-я статья, так или иначе, посвящены именно этому очень важному праву, от степени соблюдения, которого зависит очень многое.

Страницы: 1 2 3 4 5 6