Требования по защите интересов потребителя в ООН

Страница 3

Что касается содержания Руководящих принципов, то, следует отметить, что в политике защиты интересов потребителей существуют некоторые вопросы, которые в не упоминаются или не рассматриваются так подробно, как это нужно: жилье, представительство потребителей и услуг. В Руководящих принципах отсутствует даже упоминание о жилье, которое является одной из основных человеческих потребностей.

Необходимо отметить еще следующее: в пункте 3 раздела II говорится что, одной из законных потребностей, на удовлетворение которых направлены Руководящие принципы, является "свобода создавать потребительские и другие соответствующие группы или организации и возможность для таких организаций высказывать свою точку зрения в процессе принятия решений, затрагивающих их интересы", но этим упоминанием рассмотрение данной потребности и ограничивается, хотя она - один из ключевых вопросов политики защиты прав потребителей.

В нашей стране, как и во многих странах мира, широко распространено мнение о том, что защита потребителей при покупке услуг отстает от защиты потребителей при покупке товаров. Это объясняется, во-первых, проблемы потребителей при покупке товаров более очевидны. А во-вторых, законодательство о защиты прав потребителей, относящиеся к покупке товаров, легче разрабатывать и вводить в действие.

Правда, это расхождение между двумя аспектами политики защиты потребителей до некоторой степени отражено в Руководящих принципах: в разделе III положения, относящиеся к экономическим интересам потребителей, равно применимы как к товарам, так и к услугам. Однако положения о физической безопасности в данном документе относится только к товарам, хотя имеет широкий диапазон услуг где это также имеет большое значение.

Несмотря на отмеченные недостатки, Руководящие принципы представляют собой очень важную веху в истории правозащитного потребительского движения и являются прочной основой для разработки политики защиты потребителей как на национальном, так и на международном уровне.

Руководящие принципы не имеют какой-либо официальной обязательной силы для стран - членов ООН. Они не являются международным договором или конвенцией.

Руководящие принципы не рассчитаны на включение в неизменном виде в законодательство по защите прав потребителей. Их формулировки носят слишком общий характер. Они должны, как и предполагает их название, рассматриваться только как руководящие принципы.

Изучив историю возникновения движения в защиту прав потребителей я пришел к следующему выводу.

В конце 70-х годов Экономический и социальный совет ООН признал, что защита интересов потребителей имеет важное значение для социально-экономического развития и положил начало разработке руководящих принципов в области защиты прав потребителей. В них излагаются основные элементы защиты прав потребителей, они создают международную основу, на которой можно разрабатывать национальную политику защиты интересов потребителей, устанавливают четкий комплекс целей политики защиты интересов потребителей и являются эталоном, по которому правительства могут сверять свою собственную политику по защите прав потребителей.

В представленной работе были рассмотрены вопросы «Защиты прав потребителей по законодательству России и зарубежных стран». В рамках данного исследования необходимо отметить, что данная проблема регулируется большим количеством нормативных актов, однако закон «О защите прав потребителей», является центральным нормативно-правовым актом законодательства Российской Федерации.

Он регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), государственной защите их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав, устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды.

Большая часть потребностей обеспечивается посредством приобретения товаров, то есть торговли. Однако в условиях нестабильной рыночной экономики, инфляции, массового снижения уровня жизни, задолженности по заработной плате самое важное, чтобы потребитель чувствовал защиту своих прав. Потребитель должен быть уверен, что получает достоверную информацию о товаре и его изготовителе, что это качественный товар, безопасный для его жизни и здоровья, что он вправе отстаивать свои интересы, в том числе и в судебных органах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6