Требования по защите интересов потребителя в ООН

Страница 2

Содействие экономическим интересам потребителей и защита этих интересов. Сюда относится упразднение ограничительной деловой практики, эффективная конкуренция; наличие обслуживания после продажи, а также наличие запасных частей; справедливые и равноправные контакты между покупателями и продавцами; добросовестная торговая и рекламная практика; законодательство, касающееся единиц мер и весов.

Нормы безопасности и качества потребительских товаров и услуг. Руководящие принципы поощряют разработку, пересмотр и повышение национальных норм, действующих в отношении товаров, и разработку международных норм. В них подчеркивается также необходимость наличия возможностей для проверки и выдачи свидетельств на основные потребительские товары и услуги.

Система распределения основных потребительских товаров и услуг. Правительствам предлагается рассмотреть вопрос о политике, направленной на обеспечение распределения основных товаров и услуг там, где такое распределение затруднено.

Меры, позволяющие потребителям получить компенсацию. Здесь отмечается необходимость в оперативных, справедливых, не дорогостоящих и доступных правовых или административных процедурах, позволяющих потребителям получить компенсацию. Правительствам предлагается также поощрять положительное отношение деловых кругов к жалобам потребителей и созданию добровольных схем консультативных услуг и оказания помощи потребителям.

Программы просвещения и информирования. Целью этих программ является обеспечение возможности для населения действовать в качестве разборчивых потребителей и разработка специальных программ просвещения и информирования для потребителей с низким уровнем дохода и для малограмотных потребителей. Просвещение потребителей рассматривается как часть основной программы обучения.

Меры, касающиеся конкретных областей защиты прав потребителей. Правительствам следует уделять, по мере возможности, первоочередное внимание таким важным для здоровья потребителей областям защиты прав потребителей, как обеспечение населения продовольствием и лекарственными препаратами, водоснабжение.

В разделе IV Руководящих принципов речь идет о международном сотрудничестве и приводятся примеры того, каким образом международная деятельность разного рода может укрепить национальную политику защиты интересов потребителей. Это, в частности, сотрудничество по улучшения условий приобретения основных товаров; развитие информационных связей в отношении товаров, которые запрещены, изъяты из обращения или строго ограничены; правительствам следует заботиться о том, чтобы качество товаров и информация о них были одинаковыми для всех стран, так как даже незначительные изменения в этом отношении могут иметь пагубные последствия для потребителей.

Кажется, что текст Руководящих принципов достаточно бесспорен и что не должно быть крупных препятствий к принятию его правительствами, да и деловыми кругами. Однако в 1983 - 1985 гг. подвергались серьезному обсуждению в Экономическом и социальном совете ООН несколько проектов Руководящих принципов. Некоторые члены делового сообщества выступали вообще против принятия ООН каких-либо руководящих принципов, а также против конкретных предложений. Основные аргументы некоторых деловых кругов против Руководящих принципов состоят в том, что в этом документе отдается предпочтение интервенционистскому подходу к экономическому управлению, что он враждебен по отношению к частному предпринимательству и что ООН не следует действовать в области, относящейся, по существу, к сфере национальной политики.

Обобщая аргументы, направленные против Руководящих принципов, можно выделить три основных пункта:

1). Руководящие принципы ООН являются шагом к установлению централизованного контроля над экономикой суверенных стран

2). Вместо этого ООН должна сосредоточиться на своей основной миротворческой роли

3). ООН не должна играть роль всемирного регулятора экономической деятельности.

Однако представляется, что данные аргументы недостаточно основательны. Руководящие принципы, наоборот, несут в себе много положительного. В них излагаются основные элементы защиты прав потребителей, они создают международную основу, на которой можно разрабатывать национальную политику защиты интересов потребителей, устанавливают четкий комплекс целей политики защиты интересов потребителей и являются эталоном, по которому правительства могут сверять свою собственную политику по защите прав потребителей. Ведь они не носят обязательного для правительств характера и не представляют угрозы для национального суверенитета. В одном из американских журналов аргументы, выдвигающиеся в пользу Руководящих принципов, сводились к следующему: … суть в том, что действующие на законной основе деловые круги во всем мире нуждаются в такой защите потребителей, которая является целью Руководящих принципов. Ни один честный бизнесмен не хочет извлекать выгоду из нанесения ущерба клиенту. Когда Руководящие принципы будут осуществлены в отдельных странах, это улучшит положение клиентов бизнеса и создаст атмосферу, в которой действительно смогут процветать деловые круги, действующие на законной основе. Осуществление принципов, несомненно, принесет выгоду бизнесменам, равно как и потребителям.

Страницы: 1 2 3 4 5 6