Требования по защите интересов потребителя в ООН

Страница 1

Начало непосредственной разработки руководящих принципов в области защиты прав потребителей было положено в конце 70-х г., когда Экономический и социальный совет ООН признал, что защита интересов потребителей имеет важное значение для социально-экономического развития. В 1977г. Совет предложил генеральному секретарю подготовить обзор национальных учреждений и законодательства по вопросам защиты интересов потребителей. В 1979г. Совет решил подготовить для рассмотрения правительствами стран-членов ООН всеобъемлющий доклад, в котором содержались бы предложения в отношении мер по защите прав потребителей. А в 1981г. Совет, сознавая необходимость определения рамок международной политики, в пределах которых предпринимались бы дальнейшие усилия в деле защиты интересов потребителей, поручил генеральному секретарю продолжать консультации с целью разработки ряда общих руководящих принципов для защиты прав потребителей, принимая, в частности, во внимание потребности развивающихся стран.

В соответствии с этим решением генеральный секретарь провел консультации с правительствами и международными организациями стран-членов ООН и в 1983г. представил на рассмотрение Экономического и социального совета разработку "Руководящих принципов для защиты интересов потребителей". В течение двух лет вопрос о сфере применения и о содержании "Руководящих принципов" был предметом широкого обсуждения и переговоров на правительственном уровне, которые привели в 1985г. к утверждению этих принципов на сессии ООН.

В разделе I "Руководящих принципов " перечисляются их цели, которые представлены в контексте неравенства экономической мощи, уровня образования и позиции на рынке, с которыми сталкиваются потребители. Особое внимание уделяется интересам и нуждам потребителей в развивающихся странах и важности содействия справедливому, равноправному и устойчивому их развитию в связи с чем предлагается:

1). содействовать странам - членам ООН в установлении и дальнейшем обеспечении надлежащей защиты своего населения как потребителей

2). способствовать созданию структур производства и распределения, способных удовлетворять потребности и запросы потребителей

3). поощрять высокий уровень этических норм поведения тех, кто связан с производством и распределением товаров и услуг для потребителей

4). содействовать странам - членам ООН в борьбе с вредной деловой практикой всех предприятий на национальном и международном уровнях, которая отрицательно сказывается на потребителях

5). способствовать созданию независимых групп потребителей

6). расширять международное сотрудничество в области защиты интересов потребителей

7). поощрять создание рыночных условий, предоставляющих потребителям больший выбор товара при более низких ценах.

В разделе II речь идет об общих принципах защиты прав потребителей. Здесь указывается на необходимость того, чтобы правительства разрабатывали, укрепляли и продолжали активную политику защиты интересов потребителей. Правительства призываются к созданию или сохранению надлежащей инфраструктуры для разработки и удовлетворения потребностей населения. Подчеркивается также та роль, которую могут играть в разработке политики защиты интересов потребителей университеты и исследовательские организации. В данном разделе перечисляются шесть законных нужд потребителей, на удовлетворение которых направлены Руководящие принципы:

1). защита потребителей от ущерба их здоровью и безопасности

2). содействие экономическим интересам потребителей и защита этих интересов

3). доступ потребителей к информации, необходимой для компетентного выбора товара в соответствии с индивидуальными запросами и потребностями

4). просвещение потребителей

5). наличие эффективных процедур рассмотрения жалоб потребителей

6). свобода создавать потребительские и другие соответствующие группы или организации и возможность для таких организаций высказывать свою точку зрения в процессе принятия решений, затрагивающих их интересы.

В разделе III излагается суть Руководящих принципов, сведенных в семь рубрик, охватывающих основные сферы защиты интересов потребителей:

Физическая безопасность. В руководящих принципах, помимо обращенного к правительствам призыва обеспечить условия, при которых товары были бы безопасны как при их предназначаемом, так и другом разумно возможном использовании, предусматривается, что производители и распределители товаров должны уведомлять о любой непредвиденной опасности выявленной уже после выхода товаров на рынок. Содержится также призыв к созданию эффективных систем изъятия товаров из обращения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6