Проблемы законодательного обеспечения реализации права граждан на общественное самоуправление в республике Беларусь

Страница 3

Однако только три из них косвенно связаны с решением управленческих задач. ОТОС предоставлено право вносить на рассмотрение местных органов власти предложение по всем вопросам местного значения, участвовать по приглашению государственных органов в их рассмотрении и созывать собрания для обсуждения местных вопросов. С одной стороны, это создает определенные возможности для защиты интересов жителей, но, с другой стороны, суживает возможности этой защиты. По нашему мнению, было бы демократичней п. 2 ч. 11 ст. 29 Закона сформулировать в следующей редакции: «Участвовать в рассмотрении государственными органами вопросов местного значения, инициированных органом общественного территориального самоуправления.».

Местный Совет может делегировать органу территориального общественного самоуправления отдельные полномочия по осуществлению самоуправления на соответствующей территории, за исключением полномочий, отнесенных к исключительной компетенции Совета. По нашему мнению, в настоящее время было бы желательно эту часть ст. 29 Закона дополнить формулировкой, что не только местный Совет, но и исполнительный комитет может делегировать ОТОС отдельные полномочия по осуществлению управленческой деятельности (например, осуществление противопожарной деятельности в области экологии и т.д.).

На законодательном уровне механизм передачи управленческих полномочий не урегулирован. Местные Советы решают этот вопрос по своему усмотрению. При этом они исходят, как правило, из того, что территориальные сообщества не в состоянии решать государственные задачи на местном уровне.

Как представляется, еще более ограничены возможности общественных органов во взаимодействии с исполнительными органами власти.

Считаем, что для повышения роли граждан в управлении делами общества и государства на местном уровне эти вопросы необходимо законодательно урегулировать.

Деятельность органов территориального общественного самоуправления по обеспечению жизнедеятельности села осуществляется на основе перспективных и текущих календарных планов, которые составляются с учетом предложений руководителей общественных формирований, жителей, поручений районных Советов депутатов, их президиумов и подлежат утверждению на заседаниях Советов по различным направлениям. В частности, доверенные лица населенных пунктов и сельские комитеты на территории Чаусского района Могилевской области, являющиеся по статусу органами территориального общественного самоуправления, действуют на основе положения, избираются на собрании жителей населенных пунктов и осуществляют следующие задачи:

организуют работы по благоустройству подведомственных территорий;

принимают меры по обеспечению общественного порядка на подведомственных территориях;

решают вопросы улучшения работы объектов социально-культурного назначения в интересах населения, проживающего на подведомственной территории;

обеспечивают сохранность историко-культурных ценностей;

организовывают проведение собраний граждан для обсуждения вопросов местного значения и выполнение решений этих собраний.

Необходимо отметить, что органы территориального общественного самоуправления проводят определенную работу в вопросах благоустройства и санитарного состояния сельских населенных пунктов, улучшения работы предприятий торговли и общественного питания, организации досуга населения и т.д По нашему мнению, имея большие финансовые возможности, более широкий объем прав и гарантий в управленческой сфере, органы территориального общественного самоуправления могли работать более эффективно.

На территории г. Минска в настоящее время действуют комитеты территориального общественного самоуправления (КТОСы). Примерный устав КТОС был утвержден решением Минского городского Совета депутатов от 2 февраля 2000 г. № 69. В соответствии с п. 1.1 Примерного устава «комитет территориального общественного самоуправления (далее – КТОС) является территориальным органом общественного самоуправления, действующим в соответствии с законодательством Республики Беларусь, предметом деятельности которого является самостоятельное (под свою ответственность) осуществление собственных инициатив граждан в вопросах местного значения». Считаем, что данная формулировка определения КТОС недостаточно характеризует этот самоуправленческий орган. Более точным было бы определение КТОС в следующей редакции: «Комитет территориального общественного самоуправления (далее – КТОС) является территориальным органом общественного самоуправления, представляющим собой самоорганизацию граждан на добровольной основе по месту их жительства на части территории административно-территориальной единицы (территорий микрорайонов, жилищных комплексов, кварталов, улиц, дворов) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения в соответствии с законодательством Республики Беларусь.».

Страницы: 1 2 3 4 5