Проблемы законодательного обеспечения реализации права граждан на общественное самоуправление в республике Беларусь

Страница 1

Основной целью социально-экономического развития территории является улучшение условий для повышения уровня жизни населения.

Местное самоуправление обладает своеобразием, определенной автономией, самостоятельностью в решении местных вопросов, но остается частью единого государственного механизма, частью целостной структуры по управлению обществом. Местное самоуправление действует в соответствии с законодательством, принятым органами государственной власти, в рамках определенных ею полномочий под контролем центра. При этом управление на местах в первую очередь создается лишь для удобства управления со стороны государства, поскольку центральное правительство технически не может само обеспечить управление во всех административно-территориальных единицах и не способно управлять только через своих уполномоченных.

В управлении местными делами независимо от его форм неразрывно переплетаются и общественные, и государственные черты. Общественные черты находят свое выражение в известном обособлении публичной власти территориального коллектива от государственной власти, в автономии первой, ее самостоятельности при принятии решений по местным вопросам, в праве судебного оспаривания некоторых решений государственных органов и т.д. Но, с другой стороны, нельзя не видеть определенные иерархии этих двух властей.

Государственная власть как власть всего общества имеет приоритет в отношении публичной власти территориального коллектива. В Европейской хартии местного самоуправления 1985 года (ст. 3) под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

Конституция Республики Беларусь в статье 117 закрепляет, что местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах. В ст. 2 Закона Республики Беларусь от 20 февраля 1991 года «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» под местным самоуправлением понимается форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.

Статья 3 Закона закрепляет систему органов местного самоуправления и формы прямого участия граждан в государственных и общественных делах. В систему местного самоуправления включаются местные Советы депутатов и органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы, в том числе единоличные).

К формам прямого участия граждан относятся местные референдумы, собрания граждан и иные формы прямого участия граждан в государственных и общественных делах. Это же положение дублирует и ст. 6 Закона, при этом в ч. 2 закрепляя положение о том, что не допускаются какие-либо ограничения прав граждан на участие в местном управлении и самоуправлении, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и законами Республики Беларусь.

Одним из важных элементов системы местного самоуправления являются органы территориального общественного самоуправления (ОТОС). Потенциал данных общественных формирований в настоящее время не задействован в полной мере по различным причинам.

Правовой основой деятельности органов территориального общественного самоуправления являются Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, в первую очередь это Закон Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», нормативные правовые акты Президента Республики Беларусь, решения местных органов управления и самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 29 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» территориальное общественное самоуправление – это самоорганизация граждан на добровольной основе по месту их жительства на части территории административно-территориальной единицы (территорий микрорайонов, жилищных комплексов, кварталов, улиц, дворов, поселков, сел и т.п.) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления (единоличные либо в формах советов, комитетов и других формах).

Страницы: 1 2 3 4 5