Проблемы законодательного обеспечения реализации права граждан на общественное самоуправление в республике Беларусь
Таким образом, Закон допускает решение вопросов местного значения непосредственно населением – предполагается форма непосредственной (прямой) демократии и через создаваемые ими ОТОС – форма представительной (непрямой) демократии и различает как коллективные, так и единоличные ОТОС.
На соответствующей части административно-территориальной единицы может быть создан только один орган территориального общественного самоуправления.
К сожалению, ст. 29 содержит формулировку только понятия «Территориальное общественное самоуправление», а понятия «Орган территориального общественного самоуправления» не содержит.
Орган территориального общественного самоуправления может наделяться правами юридического лица, являясь при этом некоммерческой организацией, подотчетен в своей деятельности собранию, его учредившему либо избравшему, и соответствующему Совету.
В состав органов территориального общественного самоуправления избираются лица, достигшие восемнадцати лет и постоянно проживающие на данной территории.
Кандидаты в органы территориального общественного самоуправления могут выдвигаться жителями соответствующей территории, а также представительными и исполнительными органами данной административно-территориальной единицы. По нашему мнению, необходимо расширить список субъектов выдвижения кандидатов в ОТОС путем включения в него трудовых коллективов и местных общественных объединений.
Учреждение органа территориального общественного самоуправления, избрание его членов и утверждение устава осуществляются на собрании в порядке, определенном ст. 28 Закона. Порядок избрания и работы единоличных органов территориального общественного самоуправления (старост, старейшин и др.) определяется положением, утверждаемым Советом соответствующей административно-территориальной единицы. В настоящее время положения, регулирующие порядок избрания и деятельности единоличных органов территориального общественного самоуправления (старост, старейшин и др.), приняты областными Советами депутатов.
Члены органа территориального общественного самоуправления избираются открытым или тайным голосованием.
В уставе органа территориального общественного самоуправления указываются название, цели, задачи и предмет деятельности органа территориального общественного самоуправления, территория его деятельности, формы и порядок участия жителей в работе органа территориального общественного самоуправления и порядок формирования его органов, срок полномочий органа территориального общественного самоуправления, который не должен превышать срока полномочий Совета соответствующей административно-территориальной единицы (что, по нашему мнению, является неоправданным, так как в работе ОТОС могут ухудшаться такие свойства, как стабильность и преемственность), источники и порядок формирования собственности органа территориального общественного самоуправления, порядок распоряжения его имуществом, а также должны содержаться иные сведения, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.
Орган территориального общественного самоуправления регистрируется в соответствующем исполнительном комитете (местной администрации).
Для регистрации органа территориального общественного самоуправления в месячный срок со дня его учреждения в осуществляющий регистрацию орган подаются соответствующие документы, перечень которых указан в ст. 29 Закона.
Органам общественного территориального самоуправления Законом предоставлено шесть прав:
1) вносить на рассмотрение Совета и его органов, исполнительных комитетов и местных администраций предложения по всем вопросам местного значения;
2) участвовать по приглашению государственных органов в рассмотрении ими вопросов местного значения;
3) созывать собрания на соответствующей территории для обсуждения вопросов местного значения;
4) аккумулировать в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, заработанные средства, добровольные взносы и пожертвования граждан и юридических лиц и направлять их на развитие социальной инфраструктуры территории, проведение культурно-просветительных, оздоровительных мероприятий;
5) принимать от Советов, исполнительных и распорядительных органов, иных юридических лиц во владение и пользование строения, помещения, игровые и спортивные площадки, клубы, иные объекты социально-культурного назначения, историко-культурные ценности;
6) вносить на рассмотрение Совета, исполнительного комитета и местной администрации предложения по вопросам организации деятельности и размещения предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, учреждений здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, других объектов социальной сферы, а также определения режима их работы.