Досудебное производство по уголовному делу о применении принудительных мер безопасности и лечения

Страница 18

Указанные выше основания для освобождения от уголовной ответственности могут быть применены к лицам, заболевшим психическим расстройством (заболеванием) после совершения ими преступления, в отношении которых по их выздоровлении в соответствии со ст. 451 УПК судом прекращены принудительные меры безопасности и лечения и производство по делу возобновлено.

Изложенное позволяет констатировать, что применение в ходе "особого" производства оснований, предусмотренных в ст. 250 УПК, в ряде случаев получает весьма специфичный характер, обусловленный наличием психического заболевания у субъекта, совершившего противоправное деяние.

Наряду с общими для всех категорий дел основаниями, п. 1 ч. 1 ст. 444 УПК содержит и специальное основание прекращения производства, применение которого возможно только по делам, расследуемым в порядке главы 46 УПК: "когда по характеру совершенного общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законном, и своему психическому состоянию лицо, совершившее это деяние, не представляет опасности для общества".

Из содержания п. 1 ч. 1 ст. 444 УПК следует, что возможность реализации указанного основания законодатель связывает с выяснением совокупности обстоятельств о том, что лицо, совершившее уголовно-наказуемое деяние, не представляет опасности для общества:

а) в силу своего психического состояния;

б) по характеру совершенного общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом.

Отсутствие одного из этих обстоятельств исключает прекращение предварительного расследования по данному основанию.

Рассматривая первое из них, следует отметить, что решение вопроса о степени общественной опасности лица, в связи с имеющимся у него психическим заболеванием весьма сложная задача: при проведении судебно-психиатрической экспертизы указанный аспект, как правило, не выясняется, законодательно критерии оценки опасности субъекта не закреплены. Более того, постановка такого вопроса в целом представляется не совсем корректной, поскольку ответ на него, по сути, является прогнозом дальнейшего поведения психически больного, а, следовательно, носит вероятностный характер.

Что же касается второго из обстоятельств, с установлением которого связывается возможность прекращения производства по анализируемому основанию, то указанная формулировка не в полной мере согласуется с положениями уголовного закона. Это объясняется тем, что общественная опасность – обязательный признак любого деяния, предусмотренного Особенной частью Уголовного кодекса. Именно в силу наличия этого признака, упомянутые деяния и запрещены под угрозой наказания, и совершение любого из них представляет опасность для общества. Вместе с тем законодатель различает характер и степень этой опасности, подразделяя преступления на разные категории (ст. 12 УК) и в ряде случаев предусматривает возможность прекращения производства по уголовному делу на досудебных стадиях с освобождением от уголовной ответственности лица, совершившего преступление, не представляющее большой общественной опасности (ст. 86, 87, 88, 89, 118 УК).

Прекращение производства – редко встречающийся способ окончания предварительного следствия по уголовным делам о применении принудительных мер безопасности и лечения. Как правило, предварительное расследование, осуществляемое в рамках "особого" производства, завершается принятием решения о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд. Однако и в этой ситуации возникает ряд вопросов, связанных с отсутствием надлежащего процессуального закрепления порядка окончания предварительного следствия, а точнее – с недостаточно четкой регламентацией его документального оформления.

Так, законодатель в п. 2 ч. 1 ст. 444 УПК оговаривает особенности вынесения лишь одного процессуального документа: постановления о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд, в котором согласно ч. 2 ст. 444 УПК, должны быть изложены обстоятельства дела, установленные в ходе предварительного следствия, и основания для применения судом принудительных мер безопасности и лечения. Указаний на необходимость составления иных документов, вынесение которых предусмотрено ст. 261 и 262 УПК при производстве в "общем" порядке, глава 46 не содержит. Это порождает весьма неоднозначную ситуацию. С одной стороны, ст. 444 УПК, определяющая порядок окончания предварительного следствия по анализируемой категории дел, является специальной нормой, по отношению к положениям главы 30 УПК, регламентирующим общие правила окончания предварительного расследования, в силу чего в ходе рассматриваемого производства надлежит руководствоваться именно ее содержанием. С другой стороны, согласно ч. 2 ст. 442 УПК, порядок уголовного процесса по применению принудительных мер безопасности и лечения определяется общими правилами УПК и главой 46 УПК, что предполагает дополнение общих предписаний УПК статьями "особого" производства.

Страницы: 13 14 15 16 17 18 19 20