Досудебное производство по уголовному делу о применении принудительных мер безопасности и лечения

Страница 16

Ряд трудностей возникает и в связи с отсутствием четко сформулированной позиции законодателя относительно места содержания под стражей таких лиц. С одной стороны, нахождение их в общих камерах или в медицинских частях следственных изоляторов затрудняет оказание необходимой помощи со стороны квалифицированных врачей-психиатров, порождает некоторые неудобства для самих больных и создает опасность для лиц, содержащихся совместно с ними. С другой стороны, направление их для прохождения лечения в психиатрический стационар наряду с законопослушными гражданами также нецелесообразно, поскольку повлечет необходимость организации индивидуальной охраны таких лиц, а сама процедура приобретет скорее характер принудительного психиатрического лечения, нежели меры пресечения.

В литературе по данному поводу высказано мнение о том, что решить вопрос можно путем создания при следственных изоляторах специальных помещений (камер, палат), в которых бы под надзором врачей-психиатров содержались лица, совершившие общественно опасные деяния в состоянии невменяемости либо заболевшие психическим расстройством после совершения преступления.

В контексте исследуемой темы значимым видится и решение вопроса об изменении либо отмене ранее избранной в отношении лица меры пресечения после получения данных, подтверждающих наличие у него психического расстройства. В каждом случае получения достаточных данных о том, что у лица в ходе производства по уголовному делу имеется психическое расстройство (заболевание), в силу которого он не способен сознавать значение своих действий или руководить ими, должен решаться вопрос о целесообразности дальнейшего осуществления ранее избранной меры пресечения либо замене ее иной мерой с учетом требований, изложенных в ч. 2 ст. 117 УПК.

Вместе с тем, невозможность применения к лицу в силу характера его психического заболевания некоторых мер пресечения либо принятие решения об отмене ранее избранной порождают необходимость использования иных мер аналогичной направленности. Последние позволили бы (с учетом психического состояния субъекта) не допустить совершение им новых общественно опасных деяний, предусмотренных уголовным законом, или действий, препятствующих производству по уголовному делу. В этой связи в научной литературе были обоснованы идеи о необходимости предусмотреть специальные меры пресечения, которые могли бы применяться только в отношении субъекта "особого" производства. К примеру, А.И. Галаган в качестве такой меры предложил использовать "передачу под присмотр родителей, опекунов, попечителей, супруга или администрации лечебного учреждения".

Вполне уместным видится закрепление в УПК возможности избрания указанной меры в случаях, когда лицо подозревается в совершении общественно опасного деяния, за которое законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не более двух лет, при условии, что собранные по делу доказательства дают достаточные основания полагать, что лицо может скрыться от органа уголовного преследования и суда либо воспрепятствовать предварительному расследования уголовного дела или рассмотрению его судом. Избрание в таком случае меры пресечения в виде заключения под стражу невозможно (ч. 1ст. 126 УПК).

Применение иных предусмотренных ч. 2 ст. 116 УПК мер в силу изложенных выше причин не всегда нецелесообразно. В то же время потребность в применении к субъекту определенных правоограничений сомнений не вызывает.

Окончание предварительного следствия по уголовным делам о применении принудительных мер безопасности и лечения. Среди множества вопросов, возникающих в ходе осуществления досудебного производства по уголовным делам о применении принудительных мер безопасности и лечения, одним из неоднозначных как с позиции законодательного закрепления, так и с точки зрения практики расследования, является вопрос о процессуальном порядке окончания предварительного следствия. Приходится констатировать, что в юридической литературе названная проблема также не получила существенного научного осмысления.

Согласно ч. 1 ст. 444 УПК, по окончании предварительного следствия, проводимого в порядке, предусмотренном главой 46 УПК, следователь вправе принять одно из двух решений: о прекращении производства по уголовному делу либо о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд.

Страницы: 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20