Научно-доктринальные и правовые аспекты формирования и развития категории "бюджет"

Страница 5

В последнее время в науке финансового права повышенное внимание уделяется политическим аспектам как финансового права в целом [24], так и его отдельных институтов [25]. Как отмечает Н.Д. Эриашвили, по своей природе бюджет - политический акт. Это план управления на будущий период, программа управления, предложенная исполнительной властью на одобрение парламента. В парламентарных государствах вотирование бюджета служит выражением доверия правительству со стороны большинства членов парламента, а отклонение есть наиболее резкое выражение недоверия парламента кабинету. Большинство бюджетных правил носят характер чисто политический [26].

Следует отметить, что рассмотрение бюджета с политической точки зрения в историческом ракурсе имело аналогичную тенденцию в русле широких бюджетных полномочий парламента. Так, Г. Жез, считая бюджетные полномочия парламента важнейшими, рассматривал политическое значение бюджета в трех значениях:

1) вотирование бюджета дает возможность парламенту подвергать обсуждению деятельность и методы работы всех государственных учреждений. Словом, подвергать критике все государственное управление. Благодаря этому бюджет в настоящее время получил значение политической программы: государственные власти указывают, как именно они представляют себе деятельность государственных учреждений в предстоящем году;

2) парламент путем вотирования кредитов оказывает энергичное давление на правительство и тем побуждает его принять определенную линию поведения. Порою парламент утверждает свое право видоизменять и даже упразднять государственные учреждения путем сокращения или отказа в суммах, необходимых для их функционирования, другими словами, он иногда стремится производить органические реформы через посредство бюджета. Наконец, парламент благодаря бюджету имеет в своих руках средство заставить правительство либо подчиниться воле народных представителей, либо уйти в отставку; во всяком случае, отказ в бюджетных кредитах рассматривается парламентом как особо сильное выражение его недоверия правительству;

3) так как бюджет должен быть утвержден к определенному сроку, парламент, желая спешно провести некоторые законодательные мероприятия, иногда присоединяет их к бюджету, несмотря на то, что они по природе совершенно чужды последнему и даже совершенно не имеют финансового характера (бюджетные загромождения) [27].

Как политический институт бюджет обеспечивает воспроизведение существующих отношений и является важнейшим фактором реализации демократических традиций. Бюджеты развитых стран выражают их политическую и социально-экономическую сущность. Реализовать цели любой политической партии или парламентской фракции невозможно без достижения приоритетов в государственном финансировании, подчинения своему контролю процесса утверждения главного финансового плана страны. В связи с этим ведется острая политическая борьба в парламенте, иных органах государственной власти при рассмотрении и утверждении бюджета.

Страницы: 1 2 3 4 5