Научно-доктринальные и правовые аспекты формирования и развития категории "бюджет"

Страница 2

В настоящее время понятийно-дефинитивное значение бюджета, как правило, трактуется в русле его легального закрепления в бюджетном законодательстве (подп.1.2 п.1 ст.2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь от 18 июля 2008 г. [12] (далее - БК), ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. [13]). В то же время наукой финансового права разработаны отдельные, более развернутые, доктринально-понятийные конструкции данного экономико-правового явления. Д.Л. Комягин, рассматривая бюджет как форму осуществления финансовой деятельности публично-территориального образования, определяет его как правовую и экономическую категорию, которая одновременно является: финансовым планом-прогнозом публично-территориального образования, государственным (муниципальным) фондом денежных средств, формой финансового обеспечения публичных задач, а также законом (актом представительного органа власти), утверждающим финансовый план публично-территориального образования [14]. Ю.А. Крохина под бюджетом понимает публичные экономические отношения, опосредующие процесс аккумулирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств определенного государственно-территориального или муниципального образования, находящегося в распоряжении органов государственной власти или местного самоуправления, предназначенного для финансирования общих задач территории и являющегося основным финансовым планом, утверждаемым соответствующим представительным органом в правовой форме [15].

С целью познания сущностных характеристик одной из фундаментальных категорий финансово-правовой науки бюджет рассматривается по следующим основным направлениям.

Как экономическая категория бюджет обусловлен тем, что выполнение функций государства объективно требует финансовых ресурсов. В данном аспекте бюджет представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе образования, распределения и использования главного государственного централизованного фонда денежных средств.

Сущность бюджета как экономической категории реализуется через ряд функций: распределительную (регулирующую), контрольную, фискальную и информационную.

Содержание распределительной функции бюджета характеризуется процессами распределения и перераспределения финансовых ресурсов не только между различными уровнями государственной власти, но и между разными подразделениями общественного производства. Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом выступают почти все участники общественного производства. Содержание этой функции реализуется в процессе формирования доходных источников бюджета и их использования для проведения экономической политики государства.

Распределительная роль бюджета заключается в его возможности изменять воспроизводственные, отраслевые и территориальные пропорции развития экономики, регулировать темпы развития отдельных сфер и отраслей для достижения основных задач и целей финансовой политики.

Контрольная функция бюджета заключается в том, что бюджет объективно через качественно-количественные характеристики формирования и использования фондов денежных средств государства отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях национальной экономики.

Фискальная функция бюджета предполагает, с одной стороны, обеспечение финансовыми ресурсами выполнение государством своих прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач, т.е. тех государственных услуг, которые на него возложены. С другой стороны, необходимо создание условий для эффективного размещения и использования всех имеющихся в государстве ресурсов и поддержание определенного уровня экономической активности.

Страницы: 1 2 3 4 5