Научно-доктринальные и правовые аспекты формирования и развития категории "бюджет"

Страница 3

С информационной стороны бюджет - это индикатор текущего состояния экономики страны, социальной сферы, политической ситуации. Структура его доходной и расходной части позволяет судить о приоритетах государственной политики, масштабах влияния на нее отдельных групп интересов. Более того, поскольку закон о республиканском бюджете на очередной финансовый год составляется как плановый документ, он выступает как прогноз будущей экономической ситуации. Его разработка сопровождается прогнозными расчетами основных показателей развития страны, на которые ориентируются не только государственные учреждения, но и организации негосударственного сектора экономики, а также простые граждане. Закладываемые в законе о республиканском бюджете на очередной финансовый год планово-прогнозные показатели формируют в обществе определенные ожидания, которые могут быть как позитивными, так и негативными.

Информационное назначение бюджета подчеркивали представители науки финансового права послеоктябрьского периода. "Государственная роспись или бюджет есть выражение или отражение всего государственного хозяйства или финансов государства. Для того, кто умеет читать ее, она, подобно прожектору, сразу освещает все достоинства и все пороки финансового хозяйства страны, немногими сочными мазками рисует перед его умственным взором яркую картину того, как данное государство ведет свое хозяйство, в чем оно полагает центр тяжести и точку опоры своих финансов, какие ставятся цели, каким путем и насколько умело и полно их достигает" [16]. В советский период на бюджет как информационный источник обращал внимание С.Д. Цыпкин: "В бюджете каждого государства, как в фокусе, отражаются его социально-экономическая и политическая природа, содержание его деятельности" [17].

Информационная функция бюджета во многом предопределяет принятие структурно-оптимального основного финансового плана государства на соответствующий период. В демократических государствах принятию закона о бюджете обязательно предшествует его рассмотрение в парламенте. На этом этапе в составленный правительством законопроект вносятся корректировки с учетом мнений депутатов, представляющих интересы своих избирателей. Таким образом, структура бюджета отражает общественные предпочтения в отношении государственной политики. Посредством механизмов представительной демократии эти предпочтения воплощаются в конкретных цифрах доходных или расходных статей.

Необходимо обратить внимание, что в правовой литературе в последнее время также уделяется внимание вышеуказанным и другим функциям бюджета [18]. При этом следует отметить, что если экономисты-финансисты солидарны как в количественном, так и в качественном наполнении функций бюджета, то в среде представителей науки финансового права встречаются достаточно новационные терминологически-функциональные характеристики бюджета. Например, В.А. Парыгина и А.А. Тедеев считают, что бюджет как экономико-правовое явление выполняет следующие функции: распределительно-перераспределительная (через бюджет формируются государственные финансы и происходит их распределение (использование)); общетеоретическая (способствуют развитию экономической (финансовой) и юридической (бюджетное право) науки, а также науки об обществе, государстве и экономике); аналитическая и контрольная (классификация и систематизация действующих потребностей и возможностей, контроле над их объемами); критическая (выявление в процессе бюджетных отношений недостатков законодательства и пробелов права в сфере бюджетной деятельности, установление несоответствия правовых норм реалиям экономики, задачам государственного регулирования экономики и интересам государства) [19].

Страницы: 1 2 3 4 5