Оговорка о публичном порядке как один из механизмов ограничения коллизионного метода регулирования в сфере суррогатного материнства

Страница 5

Настоящая редакция ст. 237 КоБС закрепляет положение, в соответствии с которым применение в Республике Беларусь законодательства о браке и семье иностранных государств или признание основанных на нем актов гражданского состояния не может иметь места, если такое применение или признание противоречит законодательству Республики Беларусь. Исходя из того, что КоБС допускает только суррогатное материнство, при котором суррогатная мать вынашивает ребенка, зачатого из яйцеклетки другой женщины (генетической матери), реализация на территории иностранного государства белорусскими гражданами программы суррогатного материнства с использованием яйцеклетки суррогатной матери или женщины-донора, и, как следствие, регистрация в этом иностранном государстве акта гражданского состояния, свидетельствующего о том, что указанные лица являются родителями ребенка, может породить возможность противоречия публичному порядку Республики Беларусь актов гражданского состояния, основанных на иностранном праве. Данные факты еще раз доказывают необходимость внесения указанных выше разъяснений по вопросам суррогатного материнства.

Таким образом, в белорусском законодательстве необходимо конкретизировать понятие публичного порядка, которое способно меняться в зависимости от ценностей и принципов, защищаемых государством. Применение публичного порядка не должно быть основано только на отличии правовых систем, так как указанные различия лежат в основе международного частного права. Представляется возможным включить в содержание публичного порядка общепринятые принципы права, лежащие в основе правопорядка Республики Беларусь; нормы морали, лежащие в основе белорусского семейного права; законные интересы граждан республики, общества и государства, защита которых является основной задачей правовой системы страны; общепризнанные принципы и нормы международного права, которые являются частью белорусской правовой системы.

Общепринятые принципы права, лежащие в основе правопорядка Республики Беларусь, представляют собой основные начала различных отраслей права. В сфере брачно-семейных отношений особое место занимают принципы семейного права, отражающие наиболее характерные черты данной отрасли права. Правильное применение и толкование норм семейного права невозможно без учета его основных начал. Принципы важны как для уяснения сущности действующего законодательства о браке и семье, так и для правоприменительной практики.

Выделяют следующие принципы семейного права: защита брака и семьи государством (ст. 32 Конституции Республики Беларусь [21] (далее – Конституция), ст. 3 КоБС); равноправие супругов в семейных отношениях (ч. 1 ст. 32 Конституции, ст. 22, 23, ч. 2 ст. 75 КоБС); признание брака, заключенного в установленном законом порядке (ст. 4, 15–19 КоБС); свобода и добровольность вступления в брак (ст. 12, 17 КоБС); приоритет семейного воспитания детей, их прав и интересов (ст. 169, 175, 181, 185 КоБС). На наш взгляд, для правоотношений суррогатного материнства большое значение имеет принцип репродуктивных прав, который требует исследования в отдельной публикации.

Отметим, что к семейным отношениям могут применяться основные начала и других отраслей права, следующих из содержания и смысла брачно-семейных норм, например, принципы гражданского права: верховенство права; приоритет общественных интересов (ст. 2 ГК Республики Беларусь).

КоБС в качестве одной из задач законодательства о браке и семье называет укрепление семьи на принципах общечеловеческой морали (ст. 1). Включение в действующее белорусское семейное право таких норм свидетельствует о важности принципов морали для брачно-семейных отношений. Поэтому, на наш взгляд, нормы морали, лежащие в основе белорусского семейного права, следует включить в содержание публичного порядка.

Защита законных интересов граждан, общества и государства является основной задачей правовой системы Беларуси. В отношении института суррогатного материнства данное положение следует применять в первую очередь для защиты детей, рожденных суррогатной матерью.

В соответствии со ст. 8 Конституции Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Нормы права, содержащиеся в международных договорах Беларуси, вступивших в силу, являются частью действующего законодательства и подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется принятие или издание внутригосударственного нормативного правового акта, и имеют силу того нормативного правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора (ст. 20 Закона «О нормативных правовых актах» [22]). Таким образом, при установлении границ публичного порядка необходимо руководствоваться общепризнанными принципами и нормами международного права, которые являются частью белорусской правовой системы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6