Проблемы правопонимания и системы права в Республике Казахстан
Юридические коллизии мешают нормальной, слаженной работе правовой системы, нередко ущемляют права граждан, сказываются на эффективности правового регулирования, состоянии законности и правопорядка, правосознании и правовой культуре общества. Они создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством рядовыми гражданами, культивируют правовой нигилизм.
В законодательстве противоречия существуют между отдельными отраслями права, а также внутри одного закона. Противоречивость законодательства все больше затрудняет реализацию принятых законов. Она служит также средой для злоупотреблений и коррупции в системе государственной власти.
Существует множество причин появления коллизий. Одни из них носят объективный характер, другие – субъективный.
Коллизии, обусловленные объективными факторами, вызываются также особенностями характера общественных отношений и необходимостью их дифференцированного регулирования.
Субъективные причины обусловлены особенностями правотворческого процесса, нечеткостью разграничения правотворческих полномочий государственных органов и должностных лиц. В результате одни и те же общественные отношения могут получить правовое решение на разных уровнях. Субъективные причины возникают также в результате ошибок в юридической технике, неточного формулирования правовых предписаний, использования многозначных терминов и конструкций, несоблюдения правил лингвистики, стилевой строгости.
Способы разрешения юридических коллизий и меры их. Иногда называют коллизии между нормами права и нормами морали, религиозными нормами, правом и идеологией и др. Но они не имеют непосредственно юридического характера и значения.
В литературе исследуются главным образом, коллизии норм права и коллизии между нормативными правовыми актами. Однако существуют следующие виды коллизий:
• между нормами права:
– темпоральные (характеризуются расхождением норм во временных пределах);
– пространственные (обусловлены действием правовых норм в строгих территориальных границах);
– иерархические (отличаются несогласованностью норм разной юридической силы);
– содержательные (возникают между общими и специальными нормами права, т.е. между нормами, регулирующими род и вид общественных отношений);
• между нормативно-правовыми актами, в том числе внутри системы законодательства; между законами и подзаконными актами. Коллизии между законами и подзаконными актами носят массовый характер и причиняют наибольший вред интересам государства и граждан (причем общий объем подзаконных актов продолжает расти). Коллизии между законами и подзаконными актами разрешаются в пользу законов, поскольку они обладают верховенством и высшей юридической силой;
• компетенции или отдельных полномочий государственных органов и должностных лиц;
• при реализации одних и тех же правовых предписаний, в том числе между актами правоприменения;
• актов толкования;
• юридических процедур;
• между национальным и международным правом.
В литературе называют несколько способов разрешения юридических коллизий:
• принятие нового акта взамен коллизирующего акта;
• отмена одного из противоречащих друг другу актов;
• внесение изменений или уточнений в действующие акты;
• разработка коллизионных норм и принципов, устанавливающих юридические приоритеты, которым должны следовать как правотворческие, так и правоприменительные органы;
• судебный порядок рассмотрения споров в коллизионных ситуациях, в том числе конституционное правосудие, арбитражное, третейское;
• судебные толкования, позволяющие устранить коллизионность норм, актов, процедур и т.д.;
• систематизация законодательства, гармонизация юридических норм;
• обжалование актов или действия в судебном или административном порядке;
• согласительно-примирительные процедуры;
• временные или специальные режимы, включающие приостановление действия какого-либо акта или функционирования отдельного органа или должностного лица;
• оптимизация правопонимания, взаимосвязи теории и практики;
• международные процедуры.
К превентивным мерам предотвращения коллизий можно отнести:
• действие субъектов строго в рамках конституционных установлений, законов, а также в пределах закрепленной компетенции;
• предварительные юридические экспертизы актов и согласования для предотвращения коллизий в законодательстве;
• систематизацию действующего законодательства, что делает его обозримым и позволяет своевременно выявлять коллизии;
• периодическую инвентаризацию правотворческими органами своей продукции для выявления несогласованностей норм и других коллизий;
• анализ эффективности нормативных правовых актов, что способно установить коллизии в праве.
Развитие общественной жизни настолько многообразно, противоречиво, что юридической науке и практике еще предстоит поиск и других средств разрешения и предотвращения юридических коллизий, адекватных сложившейся ситуации.