Проблемы правопонимания и системы права в Республике Казахстан

Страница 3

Экономические и политические реформы в Казахстане продолжают воздействовать на одну из надстроек общества – право, как многогранного явления общественно-государственной жизни и жизни каждого отдельного человека. В то же время государство, проводя реформы, обеспечивает, регулирует, охраняет эти реформы через нормативную часть права – позитивное право. Динамичное развитие национального законодательства обусловливается появлением новых отраслей и институтов права. При этом немаловажное значение для улучшения, как правотворческого процесса, так и правоприменительной практики имеет «доктринальное» подкрепление новых правовых явлений и категорий, в том числе новых отраслей и институтов права.

При этом возникают вопросы следующего плана: является ли обязательным критерием выделения в системе права какой-либо самостоятельной отрасли права наличие действующего кодифицированного акта – например, кодекса, закона или иного нормативного правового акта? Иначе говоря, является ли обязательным условием существования и функционирования той или иной отрасли права кодифицированность правовых норм данной отрасли в едином нормативном акте, регулирующим ту или иную сферу общественных отношений? На мой взгляд, эти критерии и условия не обязательны. Даже при отсутствии соответствующего кодифицированного акта, который регулировал и охранял бы ту или иную сферу однородных общественных отношений, отрасль права в системе права будет «напоминать» о себе в случае «переживания» нормативного правового акта. Например, соответствующий закон (кодекс) или иной нормативный правовой акт фактически утратил силу, а новый не принят, а участники (субъекты) правовых отношений продолжают действовать и, соответственно, «строят» своё поведение на основе духа прежнего или будущего закона.

Такое положение может иметь место в сфере гражданского, семейного, земельного, экологического и других отраслей права. Похожая ситуация возникла в первые годы суверенитета и независимости Казахстана, например, в сфере таможенного дела, когда ещё в период существования Союза ССР 12 декабря 1991 года Президент Казахстана издал Указ «О создании Таможенного комитета Республики Казахстан», а единого законодательного акта, регулирующего таможенные правоотношения, не было, пока 20 июля 1995 года Президент Республики Казахстан не издал Указ, имеющий силу закона, «О таможенном деле в Республике Казахстан». Позднее, 5 апреля 2003 года был принят единый кодифицированный акт – Таможенный кодекс Республики Казахстан, который на сегодняшний день является основным источником таможенного права Республики Казахстан. Можно ли в этом случае утверждать, что в период с момента распада Советского Союза и до издания Указа «О таможенном деле в Республике Казахстан» в системе права суверенного Казахстана не было таможенного права? Однозначно отрицательный ответ здесь вряд ли оправдан, поскольку в этот период был принят Закон Республики Казахстан от 24 декабря 1991 года «О таможенном тарифе и пошлине», действовали подзаконные акты Правительства (Кабинета Министров) и Таможенного комитета по вопросам таможенного дела. Кроме того, в указанное время могли действовать законодательные акты Союза ССР в части, не противоречащие законам суверенного Казахстана, например, Таможенный кодекс Союза ССР от 5 мая 1964 года. Всё это говорит о том, что и таможенное право, и некоторые другие отрасли права, например, банковское право, в первые годы суверенитета и независимости Казахстана находились на стадии становления и развития, и утверждать о том, что не было этих отраслей права вообще, нет никаких оснований. К тому же хорошо известно, что и по настоящее время в Республике Казахстан практически все отрасли действующего законодательства подвергаются частым изменениям и дополнениям.

В настоящее время, к примеру, источником такой процессуальной отрасли права, как гражданско-процессуальное право Казахстана, является не только сам кодифицированный акт – Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан, но и нормы Конституции Республики, ратифицированные международные договора Республики Казахстан, нормативные постановления Конституционного Совета и Верховного Суда Республики по вопросам гражданского судопроизводства. Об этом прямо указывается в частях (пунктах) 1 и 2 статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан.

С принятием на республиканском референдуме 30 августа 1995 года ныне действующей Конституции Республики Казахстан правовая система и система права Казахстана, продолжая сохранять все признаки (элементы) романо-германской (континентальной) правовой системы, основным источником права в которой признается нормативный правовой акт, обрела свои устойчивые «очертания» (параметры).

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Конституции Республики Казахстан 1995 года действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Суда Республики. Можно сказать, что в Конституции устанавливается перечень видов источников права, которые признаются в правовой системе Казахстана и которые составляют в совокупности действующее, или позитивное право Республики Казахстан. Нетрудно понять, что в состав действующего права Республики Казахстан кроме решений, принятых на республиканском референдуме, входят подавляющее большинство законов и иных нормативных актов, создаваемые государственными органами и должностными лицами, субъективная воля которых отражается на принимаемых ими актах. Тем самым Конституция 1995 года закрепила, что действующее, или позитивное право Республики Казахстан – это в основном юридически закреплённая воля государственных органов и чиновников практически всех рангов, по воле которых и формируется законодательство, и соответственно, система законодательства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6