Предпосылки права на обращение в хозяйственный суд

Страница 2

На рассмотрение хозяйственного суда может быть передан любой спор, связанный с исполнением, изменением и расторжением договора.

Наконец, границы хозяйственно-судебной подведомственности распространяются на споры, возникающие из отношений, не опосредованных договором. К ним могут быть отнесены споры по поводу защиты вещных прав, как-то: о праве собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения (виндикационный иск), об устранении нарушений прав собственника или законного владельца, не связанные с лишением владения (негаторный иск). Содержание хозяйственно-судебной компетенции составляют споры, возникающие из деликтных правоотношений (например, споры о возмещении вреда, причиненного источником повышенной опасности), а также споры о защите неимущественных прав организаций и граждан-предпринимателей, хотя в ст.20 ХПК и нет упоминания об этих категориях споров.

Совершенно иной подход действует в отношении споров, возникающих в сфере управления. Юрисдикция хозяйственных судов распространяется только на те споры в сфере управления, которые прямо отнесены ХПК или законодательными актами к их компетенции.

Согласно ст.п.8 ст.27 ХПК предметом хозяйственного разбирательства могут быть споры о признании недействительными (полностью или частично) актов государственных и иных органов, адресованных конкретным лицам или группе лиц, в том числе решений представительных органов власти и администрации, не соответствующих законодательству и нарушающих охраняемые законом права и интересы организаций или граждан-предпринимателей, равно как и споры о возмещении убытков, причиненных такими актами, а также возникших в связи с ненадлежащим исполнением указанными органами своих обязанностей по отношению к организациям и гражданам-предпринимателям.

В соответствии с п.11 ст.27 ХПК в хозяйственный суд может быть обжалован отказ в государственной регистрации либо уклонение от государственной регистрации в установленный срок организации или предпринимательской деятельности гражданина.

Взаимоотношения организаций с бюджетом основаны на праве контролирующих органов в бесспорном порядке списывать их денежные средства в погашение задолженности перед бюджетом. Так, Закон РБ "Об основах налоговой системы Республики Беларусь " предусматривает, что взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также сумм штрафов и иных санкций, установленных законодательством, производится с юридических лиц в бесспорном порядке.

Юридические лица или граждане-предприниматели, считающие подобные действия незаконными, могут обратиться в хозяйственный суд с требованием о возврате из бюджета бесспорно взысканных сумм.

Если же законодательством не предусмотрена возможность бесспорного списания налогов, других обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды, штрафов и других экономических санкций, то соответствующие органы могут обратиться в хозяйственный суд с требованием об этом (п.12 ст.27 ХПК).

Особую категорию споров в сфере управления составляют дела о признании предприятий-должников неплатежеспособными (банкротами).

Применение ХПК в отношении указанных споров, в том числе и касательно определения подведомственности, носит субсидиарный характер в части, не урегулированной данным законом.

Решая вопрос о границах хозяйственно-судебной подведомственности, следует иметь в виду, что в хозяйственных судах могут быть рассмотрены не все споры с участием граждан-предпринимателей, а только те из них, которые вытекают из предпринимательской деятельности. Их споры, находящиеся за рамками отношений в сфере предпринимательства, подлежат разрешению в системе общих судов.

Например, спор о праве собственности на строение, используемое гражданином-предпринимателем для постоянного проживания, подведомственен судам общей юрисдикции. Аналогичный же спор о строении, которое является для гражданина-предпринимателя средством извлечения прибыли, должен разрешаться в системе хозяйственных судов.

Страницы: 1 2 3 4