Предпосылки права на обращение в хозяйственный суд

Страница 1

Существование любого права связано с наличием определенных обстоятельств, его предопределяющих. Не составляет исключения и право на обращение в хозяйственный суд. Указанные обстоятельства получили наименование процессуальных предпосылок права на обращение в хозяйственный суд или права на предъявление иска. К числу таких предпосылок ХПК относит:

возможность рассмотрения данного дела в хозяйственных судах.

отсутствие соглашения сторон о передаче данного спора на разрешение третейского суда.

отсутствие в производстве другого органа, разрешающего споры, дела между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям или отсутствие ранее вынесенного решения по данному делу.

Возможность рассмотрения дела в хозяйственных судах поставлена в зависимость от его подведомственности хозяйственным судам, процессуальной правоспособности лиц, обращающихся за защитой нарушенных или оспариваемых прав и интересов, а также связана с отсутствием иных обстоятельств, когда в принятии искового заявления может быть отказано. К числу последних можно отнести наличие прямого законодательного запрещения рассматривать в любом порядке возникший спор, удовлетворение претензии, ранее имевшее место прекращение производства по делу, в отдельных случаях истечение срока для предъявления претензии.

Хозяйственно-судебная подведомственность позволяет очертить круг споров, подлежащих рассмотрению в хозяйственных судах. В основу определения сферы юрисдикции хозяйственных судов положены два критерия: специфический субъектный состав (субъективный критерий) и определенный характер спорного правоотношения (объективный критерий).

Что касается субъектного состава спорного правоотношения, то хозяйственным судам подведомственны споры с участием юридических лиц (далее организаций) и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в установленном законом порядке, т.е. граждан-предпринимателей

По объективному критерию рассмотрению в хозяйственных судах подлежат все споры с участием организаций и граждан-предпринимателей, возникающие в сфере гражданского оборота или тесно связанные с этой сферой. По своей правовой природе указанные споры делятся на две большие группы: экономические споры и споры в сфере управления.

Первую группу образуют споры между организациями и гражданами-предпринимателями резидентами Республики Беларусь, возникающие из гражданско-правовых, по природе сходных с ними правоотношений, независимо от ведомственной принадлежности и подчиненности сторон, а также от суммы требований. Именно такой смысл следует вкладывать в понятие - "экономические споры".

Хозяйственно-процессуальный закон не содержит исчерпывающего перечня экономических споров, подведомственных хозяйственным судам, допуская, что это могут быть споры по любым основаниям. Все же, несмотря на это в ст.27 ХПК законодателем предпринята попытка очертить примерный круг экономических споров, которые находятся в юрисдикции хозяйственных судов. Условно указанный перечень споров можно разделить на три группы: преддоговорные, договорные и внедоговорные споры.

В отличие от ранее действовавшего хозяйственного законодательства споры по вопросу заключения договоров подведомственны хозяйственным судам при наличии соглашения сторон о передаче возникшего или могущего возникнуть спора на разрешение хозяйственного суда либо если такая передача предусмотрена законодательными актами.

Решение сторон о передаче возникшего при заключении договора спора на разрешение хозяйственного суда может составлять предмет самостоятельного соглашения либо может быть включено как одно из существенных условий заключаемого договора.

Некоторые преддоговорные споры могут быть отнесены к компетенции хозяйственных судов отдельными законодательными актами. Например, Закон РБ "О поставках продукции для государственных нужд" предусматривает, что предприятие-монополист не вправе отказаться от заключения государственного контракта в случае, если размещение заказа не влечет за собой убытков от производства продукции.

Страницы: 1 2 3 4