Гражданское законодательство России в условиях федерализма

Страница 7

Критикуя регулирование земельным законодательством имущественных отношений, связанных с землей, А.Л. Маковский пишет, что в связи с отнесением земельного законодательства к совместному ведению такую возможность получают также и субъекты Федерации и тем самым нарушается "одно из самых важных положений нашей Конституции - то, что гражданское законодательство она относит к исключительному ведению Федерации (п. "о" ст. 71)" .

Анализируя жилищное законодательство Федерации и ее субъектов, В.Н. Литовкин отмечает, что акты жилищного законодательства субъектов Федерации не могут содержать нормы гражданского права и, соответственно, регулировать имущественные жилищные отношения. Однако, по мнению В.Н. Литовкина, если изменение действующей Конституции РФ станет реальностью, то гражданское законодательство в той части, в какой оно охватывает жилищное законодательство, следует перевести в предмет совместного ведения .

По мнению некоторых авторов, субъекты Федерации в рамках их компетенции могут издавать нормативные акты, содержащие административную, управленческую составляющую , и, соответственно, не могут регулировать нормами гражданского права имущественные, земельные или иные отношения в сфере совместного ведения . С этим трудно согласиться потому, что в этом случае Конституция не перечисляла бы такие предметы совместного ведения, как земельное, жилищное законодательство и др., поскольку п. "к" ст. 72 Конституции относит к совместному ведению административное законодательство.

Следует отметить, что указанные в литературе возражения относительно регулирования субъектами РФ отношений в области гражданского права касаются, с нашей точки зрения, исключительно вопроса толкования текста действующей Конституции РФ, но не решают проблему регулирования указанных отношений по существу.

7. В связи с изложенным возникает вопрос: допускает ли Конституция РФ принятие актов, содержащих нормы гражданского права, субъектами Федерации, или необходимо вносить в нее изменения?

Как правило, государства идут не по пути внесения изменений в конституцию, а по пути применения заложенных в ней правовых принципов и правовых норм к современным потребностям общества, что достигается благодаря осуществлению конституционного правосудия и выработке конституционных обычаев. Иначе этот процесс в литературе называется "преобразованием" конституции - без вторжения в ее текст, что также объясняется необходимостью обеспечения политической и экономической стабильности в обществе.

Норма Конституции обладает большим юридическим потенциалом по сравнению с другими правовыми нормами. Конституционные нормы необходимо толковать таким образом, чтобы данное толкование отвечало потребностям современного общества и уровню экономического и политического развития государства. Конституция РФ, хотя и принята в переходный период, тем не менее рассчитана на длительное действие в условиях рыночной экономики.

Конституция РФ позволяет субъектам Федерации устанавливать в своих нормативных правовых актах нормы гражданского права (как в сфере совместного ведения РФ и ее субъектов, так и в сфере ведения субъектов Федерации), что соответствует современным потребностям общественного развития при безусловном соблюдении принципа приоритета федерального законодательства.

Страницы: 2 3 4 5 6 7