Гражданское законодательство России в условиях федерализма

Страница 6

Таким образом, в федеральном законе субъекту Федерации могут быть предоставлены отдельные конкретные полномочия Федерации по правовому регулированию отношений в области гражданского права. Приведенная статья Закона об общих принципах имеет важное значение, поскольку позволяет учитывать индивидуальные особенности конкретных регионов и предусматривает возможность предоставления им отдельных полномочий Федерации как по предметам ее ведения, так и по предметам совместного ведения.

6. Как уже неоднократно отмечалось в юридической литературе, субъекты Федерации могут и должны осуществлять правовое регулирование в сфере гражданского права. Так, В.Д. Зорькин полагает возможным нормотворчество субъектов РФ в сфере гражданского права, указывая, что "Конституция Российской Федерации (ст. 71, п. "о") к предмету ведения Российской Федерации относит гражданское законодательство, именно законодательство, а не все нормативно-правовые акты в сфере гражданского права" .

Как справедливо отмечает Ю.К. Толстой, "в нынешних условиях, как и в сколько-нибудь обозримой перспективе, обойтись без появления норм гражданского права на региональном уровне просто-напросто невозможно" . Однако он предлагает оставить в ведении Федерации лишь принятие Гражданского кодекса, а все остальное гражданское законодательство отнести к совместному ведению Федерации и ее субъектов. Нам представляется, что помимо Гражданского кодекса, Федерация должна обладать исключительной компетенцией принимать нормативные правовые акты в сфере гражданского законодательства, устанавливающие основы правового регулирования, для всего государства единообразно регулирующие общественные отношения, обеспечивающие единое свободное экономическое пространство на территории РФ.

По мнению В.П. Мозолина, отнесение гражданского законодательства к ведению Федерации не исключает нормотворческую деятельность субъектов Федерации в сфере гражданского законодательства по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Нормы гражданского права, отмечает В.П. Мозолин, могут содержаться, в частности, в земельном, водном, лесном законодательстве, законодательстве об охране окружающей среды. Важно при этом, чтобы законы и иные правовые акты субъектов Федерации, принимаемые по вопросам совместного ведения, находились в соответствии с федеральными законами .

Г.А. Гаджиев и С.Г. Пепеляев указывают, что из формулировки п. "о" ст. 71 Конституции "не следует, что все гражданско-правовые нормы находятся в ведении Российской Федерации. Нет, в ведении Российской Федерации находится только принятие кодифицированных гражданских законов, что не должно исключать права субъектов Федерации включать в свои законы, регулирующие экономические отношения, отдельные гражданско-правовые нормы, не противоречащие федеральным гражданско-правовым нормам" . Однако, как показывает практика, субъекты Федерации не только включают отдельные гражданско-правовые нормы в свои законы, но и принимают отдельные гражданские законы, регулирующие экономические отношения. При этом указанные законы зачастую восполняют пробелы федерального законодателя в регулировании общественных отношений либо принимаются по предметам исключительного ведения субъектов РФ, когда регулирование соответствующих отношений невозможно без норм гражданского права.

Ряд авторов на основании ст. 71 Конституции делают вывод о невозможности регулирования субъектами РФ гражданских отношений.

Так, Е.А. Суханов, анализируя систему гражданского законодательства, отмечает, что в состав этой системы теперь могут входить лишь акты федеральных государственных органов, поскольку в соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство составляет предмет исключительной федеральной компетенции. Никакие акты, содержащие нормы гражданского права, не вправе принимать ни органы субъектов Федерации, ни иные государственные органы или органы местного самоуправления . В то же время Е.А. Суханов указывает: "Вместе с тем следует учитывать, что нормы гражданского права могут содержаться и в актах некоторых других отраслей законодательства, отнесенных к совместному ведению Федерации и ее субъектов", указывая при этом, что данные "акты могут, следовательно, приниматься и субъектами Федерации, но не могут противоречить нормам федеральных законов ." .

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7