Гражданское законодательство России в условиях федерализма

Страница 5

4. Развитие законодательства субъектов Федерации в сфере гражданского права ставит перед юридической наукой вопрос: каким образом будет осуществляться разграничение полномочий Федерации и ее субъектов в указанной сфере? Особое значение имеет разграничение этих полномочий в сфере совместного ведения, поскольку подавляющее большинство нормативных правовых актов субъектов Федерации, содержащих нормы гражданского права, принимается по предметам совместного ведения.

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 апреля 2001 г. Президент Российской Федерации отмечал, что первая задача на пути укрепления Федерации - "это определение конкретных, четких полномочий центра и субъектов Федерации в рамках их совместной компетенции, это разграничение федеральными законами, хочу это особо подчеркнуть, именно федеральными законами, предметов ведения и полномочий между федеральным центром и региональным уровнем управления" .

Однако для четкого и эффективного разграничения предметов ведения Федерации и ее субъектов в законе должны быть установлены критерии такого разграничения. В действующей редакции Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон об общих принципах) таких критериев нет.

В настоящее время уже не действует норма п. 1 ст. 12 утратившего силу Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которой по предметам совместного ведения должны были издаваться федеральные законы, определяющие основы (общие принципы) правового регулирования, а также федеральные законы, направленные на реализацию полномочий федеральных органов государственной власти. В Законе об общих принципах такая норма отсутствует. Это, на наш взгляд, объективно отражает современное состояние федерального законодательства в сфере совместного ведения, больше похожего на законодательство в сфере исключительного федерального ведения, в которой федеральный законодатель осуществляет полное и детальное регулирование общественных отношений.

Представляется, что законодатель, определяя в федеральном законе по предмету совместного ведения полномочия Федерации и субъектов Федерации в соответствующей сфере, должен исходить из того, что полномочия Федерации в данной сфере должны быть достаточны для обеспечения интересов всего многонационального народа России. Все, что без ущерба интересам российского народа, государства, единому экономическому пространству России может быть урегулировано субъектами Федерации, должно составлять компетенцию органов государственной власти субъектов Федерации .

В этой связи представляется заслуживающей внимания формулировка ч. 2 ст. 72 Основного закона ФРГ, согласно которой в сфере конкурирующей законодательной компетенции "Федерация имеет право законодательствовать тогда и постольку, когда и поскольку общегосударственные интересы установления равноценных условий жизни на территории Федерации или сохранение правового и экономического единства требуют федерального законодательного регулирования". В современных российских условиях данный принцип вполне применим и должен быть закреплен на законодательном уровне в качестве общего принципа для принятия федеральных законов в сфере совместного ведения Федерации и ее субъектов. Из сказанного выше следует, что необходимо внести изменения в Закон об общих принципах и федеральные законы по предметам совместного ведения.

5. В вопросе о нормотворчестве субъектов РФ в сфере гражданского права необходимо учитывать еще одно обстоятельство. Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" в Закон об общих принципах была добавлена статья 26.3.1, регламентирующая участие органов государственной власти субъектов Федерации в осуществлении полномочий по предметам ведения Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения. В соответствии с указанной статьей "органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе участвовать в осуществлении полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения, не переданных им в соответствии с пунктом 7 статьи 26.3 указанного Закона, с осуществлением расходов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации . если это участие предусмотрено федеральными законами. Указанные Федеральные законы могут содержать положения, предусматривающие: порядок согласования участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении указанных полномочий; возможность и пределы правового регулирования органами государственной власти Российской Федерации указанных полномочий".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7