Чрезвычайная ситуация как особое явление в среде государственного управления

Страница 3

Как правило, режимное оформление задач администрирования с целью предупреждения чрезвычайных ситуаций распространяется главным образом на такие виды деятельности, которые связаны с повышенным риском техногенных или природных катастроф, аварий. Например, ст. 7 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ устанавливает, что планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций. В силу ст. 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организации, эксплуатирующие опасный производственный объект, обязаны планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.

По-видимому, целесообразно различать, с одной стороны, понятие режима чрезвычайной ситуации в узком, специальном смысле - как разновидность экстраординарного режима, т.е. особого правового режима жизнедеятельности населения, осуществления хозяйственной и иной деятельности организациями, а также функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления на территории, где возникла угроза безопасности и которая признана зоной чрезвычайной ситуации, зоной вооруженного конфликта, зоной военных действий, и, с другой стороны, понятие режима чрезвычайной ситуации в широком смысле, охватывающее, по существу, целую совокупность правовых режимов, как экстраординарных, вступающих в действие при наступлении чрезвычайной ситуации, так и ординарных, действующих в обычной обстановке, но в связи с деятельностью, характеризующейся повышенным риском чрезвычайной ситуации. В состав такой совокупности правовых режимов, объединяемых вокруг понятия и феномена чрезвычайной ситуации (как реальной, так и возможной), включаются режимы с различными носителями - территориальные режимы (например, военное положение, карантин и др.), объектовые режимы (например, режим объекта атомной энергетики и др.), режимы обращения с предметами, представляющими повышенную общественную опасность (например, режимы отравляющих веществ, радиоактивных материалов и др.), функционально-деятельностные режимы (например, режим деятельности органов МЧС России, противопожарный режим и др.).

Таким образом, с точки зрения автора хотя в российском законодательстве и научной литературе пока не сформировался единый понятийный аппарат в сфере обеспечения безопасности Российской Федерации, что нередко приводит к неоднозначному пониманию содержания различных дефиниций, в частности в связи с определением пределов нормативного регулирования деятельности в сфере предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, тем не менее широко понимаемый режим чрезвычайной ситуации можно считать административно-правовой конструкцией, выражающей один из важнейших аспектов безопасности в ее современном понимании.

Страницы: 1 2 3