Чрезвычайная ситуация как особое явление в среде государственного управления

Страница 2

Именно присутствующие в определении чрезвычайной ситуации признаки социального или природно-техногенного процесса и позволяют рассматривать ее в качестве носителя правового режима. Это, в свою очередь, дает автору полное право говорить о режиме чрезвычайной ситуации, несмотря на отсутствие такого термина в действующем законодательстве.

В то же время содержание понятия "режим чрезвычайной ситуации" нуждается в уточнении. Это связано, прежде всего, со сложным составом самого понятия "чрезвычайная ситуация", которое допускает выделение типов чрезвычайных ситуаций по трем различным основаниям.

Первое из этих оснований - масштабы территории, охваченной чрезвычайной ситуацией. Согласно определению чрезвычайной ситуации, содержащемуся в ч. 1 ст. 1 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", необходимым признаком любой чрезвычайной ситуации является то, что она распространяется на определенную территорию.

Еще одно основание типологизации чрезвычайных ситуаций должно базироваться на выделении в качестве особого типа чрезвычайных ситуаций таких ситуаций, которые в соответствии с п. "б" ст. 3 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении"являются основанием для введения режима чрезвычайного положения. Конституционную основу этого особого правового режима определяют нормы ст. 56, 88, 102 Конституции РФ. Определяющими условиями этого режима являются его чрезвычайный и временный характер (ч. 2 ст. 1 ФКЗ "О чрезвычайном положении"), допустимость отдельных ограничений прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей (ч. 1 ст. 1 ФКЗ "О чрезвычайном положении").

Таким образом, проведенный автором анализ, позволяет говорить о том что множество явлений, охватываемых понятием чрезвычайной ситуации, может быть классифицировано трояким образом. Во-первых, чрезвычайные ситуации могут классифицироваться по количественным параметрам - в зависимости от своих территориальных масштабов и размеров причиненного вреда. Во-вторых, выделяются, с одной стороны, чрезвычайные ситуации, ликвидация которых осуществляется силами системы гражданской обороны, с другой стороны, чрезвычайные ситуации, ликвидируемые силами РСЧС. При этом разграничение между последними двумя группами не является жестким: законодательством Российской Федерации допускается взаимодействие между РСЧС и системой гражданской обороны в ряде ситуаций. В-третьих, существует различие между чрезвычайными ситуациями, ликвидация которых происходит в режиме чрезвычайного положения, и чрезвычайными ситуациями, не требующими введения режима чрезвычайного положения.

Независимо от необходимости введения режима чрезвычайного положения система административно-правового регулирования действий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций задает позитивно-правовой повод для введения теоретического понятия чрезвычайного законодательства. А.В. Мелехин определяет чрезвычайное законодательство Российской Федерации как "разрабатываемую на основе базовых положений федерального законодательства Российской Федерации обязательную совокупность нормативных правовых актов, обладающих системным характером и вступающих в действие при необходимости предотвращения или ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций".

Данное определение, как видим, соотносится не с тем особым типом чрезвычайных ситуаций, которые требуют для своего устранения введения режима чрезвычайного положения, а с понятием чрезвычайной ситуации в самом широком его значении и, значит, не с одним определенным правовым режимом, а с целой совокупностью различных правовых режимов, лишь одним из которых является режим чрезвычайного положения.

Автор считает, что следует обратить особое внимание на такую сферу административно-правового регулирования, как предупреждение чрезвычайных ситуаций. Предметное содержание этой сферы можно определить как обычную жизнедеятельность людей и производственную деятельность в ординарной (не чрезвычайной) ситуации, однако с учетом возможности (повышенной вероятности) наступления чрезвычайной ситуации. По этой причине важное место в структуре такой деятельности занимает планирование мероприятий по избежанию чрезвычайной ситуации и ликвидации ее последствий в том случае, если она все-таки будет иметь место.

Страницы: 1 2 3