Чрезвычайная ситуация как особое явление в среде государственного управления

Страница 1

Проявление фактора опасности чрезвычайно многолико, так как многообразен окружающий нас мир, где все взаимосвязано и взаимообусловлено. Поэтому решение задач отдельно для каждого вида опасности обосновано до тех пор, пока реализация опасностей происходит в системах не слишком высокой иерархии. Современный уровень развития цивилизации характеризуется тем, что опасности стали проявляться в системах самого высокого уровня.

Из положений многих наук известно, что гармонизация потребления ресурсов и удовлетворения человеческих нужд возможна только при наличии управления как развитием, так и потребностями.

Понятие безопасности в современных условиях расширило свое содержание. В Конституции РФ используются такие понятия, как "безопасность государства" (ст. 13 и 55), "государственная безопасность" (ст. 114), "безопасность" (ст. 71), "общественная безопасность", "экологическая безопасность" (ст. 72). Взгляд на общественную безопасность как на систему отношений, складывающихся лишь при использовании объектов, представляющих повышенную опасность для общества, либо при наступлении особых условий в связи со стихийными бедствиями и другими чрезвычайными обстоятельствами, представляется сегодня чрезмерно узким и противоречит как ранее действовавшему Закону РФ 1992г. "О безопасности", так и ныне действующему Федеральному закону от 28.11.2010г. № 390-ФЗ "О безопасности".

К числу важнейших направлений обеспечения государственной (национальной) безопасности России относится деятельность по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций, ликвидация чрезвычайных ситуаций требуют мобилизации значительных человеческих, материальных и финансовых ресурсов в масштабах объекта, населенного пункта, области, региона, субъекта Федерации, всего федеративного государства, в зависимости от масштабов бедствия.

Все это делает актуальным анализ соотношения категорий "безопасность" и "чрезвычайные ситуации". Тот факт, что в российском законодательстве и научной литературе единый понятийный аппарат в сфере обеспечения безопасности пока продолжает находиться в стадии формирования, нередко приводит к неоднозначному пониманию содержания различных дефиниций в теории и создает проблемы на практике, в частности в связи с определением пределов нормативного регулирования деятельности в сфере предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций.

Анализ автором нормативных актов показал, что ни в Федеральном законе от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", ни в Конституции РФ законодатель не использует понятие "режим чрезвычайной ситуации", в связи с чем может возникнуть вопрос о правомерности и целесообразности использования данного понятия и в административно-правовой науке, и этот вопрос требует не столь однозначного ответа, как это может показаться на первый взгляд.

Согласно определению абзаца ст. Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Приведенное автором определение позволяет представить чрезвычайную ситуацию как явление, обладающее объективно выявляемыми признаками, но одновременно с этим выражает и процессуальный аспект чрезвычайной ситуации как такой обстановки, которая, с одной стороны, является следствием предшествовавшего ей в реальном времени объективного события - аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, с другой же стороны, сама влечет либо может повлечь за собой негативные последствия в виде человеческих жертв, ущерба здоровью людей или окружающей среде, значительных материальных потерь и нарушения условий жизнедеятельности людей.

Страницы: 1 2 3