Полномочия Совета Безопасности, непосредственно не предусмотренные Уставом ООН

Страница 5

2.Решения и действия ООН отражают складывающееся соотношение сил между государствами мира, преобладающие тенденции международной жизни.

3. После распада Советского Союза, когда в Совете Безопасности прекратилось противостояние двух великих держав, гораздо чаще отмечаются случаи самостоятельного принятия региональными организациями мер по установлению мира. Число региональных организаций сильно возросло, и они стали гораздо более разнообразными. Кроме того, организации, в функции которых изначально не входило применение силы ни в каких целях, вовлекаются в действия с применением силы. Совет Безопасности не уделяет большого внимания строгому разделению региональных организаций, подпадающих под регулирование Главы VII (как ОАГ, Африканский союз, Лига арабских государств), которые вправе применять силу в отношении своих членов, и другими организациями (как, например, НАТО), которые могут быть обязаны по п.2 ст.48 Устава ООН применять силу для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

В вопросе усиления роли региональных организаций в делах ООН, в том числе и НАТО, показателен самый недавний по времени пример резолюции № 1973 от 18 марта 2011 года Совбеза ООН по Ливии, которая:

требует немедленного прекращения огня и насилия в отношении мирного населения в Ливии;

вводит запрет на все полёты над Ливией, кроме гуманитарных полётов и эвакуации иностранцев; «также запрет не относится к полётам, разрешённым в пунктах 4 и 8, и другим полётам, которые государства, действующие на основании пункта 8, считают необходимыми для пользы ливийского народа»

санкционирует любые действия по защите мирных жителей и населённых ими территорий, за исключением ввода оккупационных войск;

разрешает инспекцию тех судов и самолётов, на которых в Ливию могут быть доставлены оружие и наёмники;

вводит запрет на все полёты в Ливию;

замораживает активы ливийского руководства;

расширяет список ливийских чиновников, в отношении которых введены санкции на передвижение.

В данном случае имеет место прямое вмешательство Совбеза ООН и поощрение действий НАТО, которые (в противоположность Ираку) не приняли форму открытого вторжения.

4.Самоустранение Совета Безопасности ООН в отдельных случаях от разрешения международных конфликтов и пресечения актов агрессии, прецеденты воздержания или неучастия постоянных членов Совета Безопасности в голосовании по вопросам существа грубо нарушают Устав ООН и противоречат международному праву. Это существенно снижает авторитет ООН и самого Совета Безопасности, оказывает негативное влияние на систему коллективной безопасности. В силу своей универсальности Совет Безопасности ООН должен жестче, оперативнее и яснее реагировать на явные нарушения Устава ООН и международного права вне зависимости от того, какое именно государство или государства являются нарушителями.

Совет Безопасности ООН должен использовать все те полномочия, которые предоставлены ему Римским статутом Международного уголовного суда, дабы исключить возможность создания Советом уголовных трибуналов для преследования лиц, совершивших международные преступления. Эти трибуналы, во-первых, нелегитимны, так как Совет Безопасности ООН не наделен Уставом полномочиями по созданию подобных трибуналов, а, во-вторых, не смогли продемонстрировать себя как беспристрастные инстанции. Впредь такие трибуналы должны создаваться по примеру Нюрнбергского и Токийского трибуналов, то есть на основе универсального международного соглашения.

Страницы: 1 2 3 4 5