Религиозные правовые системы

В современном мире демократия считается наиболее приемлемым и целесообразным для общества политическим режимом. В современном понимании демократия характеризуется как политический режим, при котором народ – единственный легитимный источник власти. Это наиболее распространённое определение данного термина. Очень важно то, что сам термин "демократия" берёт своё начало в Древней Греции, и в переводе с греческого означает "власть народа" (demos – народ, kratos – власть). Отсюда следует то, что и демократия как определённый политический режим появился в античной Греции. Естественно, изучая такое явление как демократия, нельзя познать сущности данного понятия, не коснувшись его исторического начала. Для этого необходимо наиболее подробно рассмотреть зарождение, расцвет, государственное устройство Афин – колыбели демократии.

Нельзя не вспомнить уникальную теорию выдающегося правоведа и политического мыслителя, жившего во Франции в XVI в. – Жана Бодена, о связи климатических условий и форм государства. Боден писал, что для умеренного пояса типичным является государство разума, ибо живущие здесь народы имеют чувства справедливости, любовь к труду. Южные народы безразличны к труду, поэтому нуждаются в религиозной власти. Северные народы, живущие в суровых условиях, признают только силу, в них управление возможно только при сильном правителе. Данная теория представляет собой огромную ценность, поскольку автор показывает нам прямую зависимость форм государства от географического положения. Ведь зачастую в современном мире мы находим подтверждение данной теории. Действительно, страны умеренного пояса – Англия, Германия, Россия, Канада, Беларусь – по форме государственного устройства представляют собой президентские, парламентские республики, в редких случаях – монархии. Государства, расположенные ближе к югу – Греция, Италия, Ватикан, Ирак, Индия – в основном также являются республиками, но очень важно отметить то, что в большинстве перечисленных стран религия играет первостепенную роль.

Связь Ирака и Греции более чем очевидна. Это обусловлено, по крайней мере, нахождением данных государств в одном климатическом поясе. Сравнение государственного устройства Ирака и Греции представляет особый интерес, так как, несмотря на весьма схожий климат, условия, формы правления, принципы и методы государственного управления в этих странах абсолютно отличны друг от друга. Парадоксально то, что Греция и Ирак – государства, буквально граничащие друг с другом, используют кардинально различающиеся между собой методы управления, а влияние религии на формирование идеологии, а также на государство в целом находится на разном уровне развития.

Тема данной работы является актуальной, поскольку она носит не только теоретическое, но и практическое значение. Интерес к прошлому всегда присутствует в нашей жизни, ведь не зная истории, невозможно наблюдать тенденции развития, использовать положительный и отрицательный опыт отдельных государств, тем самым совершенствуя и одновременно создавая историю своей страны. Изучение государственного устройства и развития права в таких странах как Ирак и Греция весьма актуально, особенно в современных условиях глобальных интеграционных процессов в экономической, политической и других сферах жизни. Ирак – это одна из стран исламского мира, уникальная в своей культуре и внутреннем устройстве. Ислам является одной из основных мировых религий, а поскольку мусульманское право стоит в центре учений ислама, необходимо также исследовать его сущность. Ислам оказывает существенное влияние на внутриполитическое развитие мусульманских стран, а также на развитие международных отношений.

Данной проблематикой занималось достаточно небольшое количество исследователей. Один из них – современный учёный, доктор юридических наук, профессор – Сюкияйнен Л. Р., который обосновал подход к мусульманскому праву как к правовому явлению, особенность которого заключается в сочетании в мусульманском праве религиозного и собственно юридического начал. Он разработал концепцию доктрины в качестве ведущего источника мусульманского права, исследовал и установил основные тенденции и перспективы развития современной исламской концепции прав человека.

Труд швейцарского ученого А.Боннара "Греческие цивилизации" дает подробное описание истории Греции в различные эпохи. Русский учёный, Васецкий В., исследовал формы гражданско-правовой защиты в Древней Греции и определил их как один из факторов зарождения демократии.

Методологическую основу данного исследования составляют труды в области истории государства и права зарубежных стран, международных отношений, конституционного права. В работе были использованы общие и частные методы исследования: анализ, обобщение, наблюдение; в том числе историко-юридический, системно-правовой, а также системный анализ изучаемых предметов и явлений.

Целью данной работы является выявление сходств и различий между государственным устройством Греции и Ирака в настоящий период времени.

В процессе исследования государственного устройства, политико-правового режима вышеперечисленных государств можно выделить следующие задачи:

исследовать государственный строй Греции с древности до наших дней;

рассмотреть государственное устройство Иракской республики;

охарактеризовать основные источники права Ирака, пронаблюдать тенденции его развития;

сделать сравнительный анализ государственного устройства Ирака и Греции, определив сходства и различия.