Основные источники мусульманского права

Страница 1

Мусульманское право оказало огромное влияние на развитие государства и права целого ряда стран Востока. Сфера его действия была и остаётся широкой, что обусловлено тесной связью мусульманского права с исламом. Мусульманское право стояло в центре учений ислама не только как определённая система норм, а как универсальная политико-правовая доктрина. Ислам исходит из того, что всё произошло от Аллаха, государство и право в том числе. Аллах открыл его людям через своего пророка, Мухаммеда. Мусульманское право охватывает абсолютно все сферы жизнедеятельности людей (не только те, которые подлежат правовому регулированию). Шариат ("путь следования") – это и есть то, что называется мусульманским правом. Предписания шариата многочисленны и строги. Несоблюдение норм шариата влечёт за собой жесточайшую систему наказаний [1].

Во все времена наиболее действенным и распространённым средством приспособления мусульманского права к обществу являлась государственная власть. Ведь для людей, исповедующих ислам суверен – это в первую очередь не господин, а служитель права. А значит, он должен не только руководить государством, но и следить за правильным отправлением правосудия. Государственная власть в Ираке базируется на принципах исламизма и представляет собой достаточно жёсткую систему управления.

То, что ислам в Ираке проник абсолютно во все сферы жизнедеятельности совершенно очевидно и естественно. Это весьма ожидаемо, хотя бы из-за того, что статус ислама определён в Конституции Иракской Республики. Там сказано, что ислам является официальной религией в стране; законы, противоречащие нормам ислама, не могут быть приняты; отражена также чёткая градация населения по религиозному признаку на мусульман и не мусульман. Преамбула Конституции Ирака начинается со слов "Во имя Аллаха, всемилостивого, всемилосердного…" - это также свидетельствует о доминирующем положении ислама как официальной религии в государстве [7].

В конституцию Ирака вставлен отрывок одной из сур Корана: "Истинно гордитесь детьми Адама – Коран!" [9]. Это яркое выражение того, что религия в жизни людей берёт начало не в подсознании, а практически навязывается им с рождения. Ведь Конституция является основным законом государства, и несоблюдение конституционных норм влечёт за собой определённую систему наказаний. Ислам настолько прочно вошёл в жизни иракских граждан по большей степени из-за того, что данная религия является основным инструментом управления в государственной власти.

Шариат – это целостная система религиозного права; догматика; этические и практические нормы [1].

Настоящий мусульманин должен соблюдать пять принципов шариатства: государственность греция ирак мусульманский

признать единого Бога (Аллаха) и его пророка (Мухаммеда);

ежедневно совершать намаз (пятикратная молитва);

соблюдать рамадан (пост, который заключается в том, что есть и пить разрешено только ночью);

"очистительная милостыня" (для мусульманина это означает уплату налогов казне);

за всю свою жизнь хотя бы раз совершить паломничество (хадж) в Мекку.

Мусульманская правовая система, которая действует в странах Ближнего, Среднего Востока, давно вышла за её пределы и распространяется буквально по всему миру [12]. Однако наибольшая концентрация мусульман сосредоточена именно в Ираке. Поэтому данное государство представляет особый интерес.

Учения, содержащиеся в источниках мусульманского права, сформировали основные принципы жизни мусульманской общины. Прежде чем рассказать об этих особенностях, следует охарактеризовать основные источники мусульманского права.

Важнейший источник мусульманского права – это Коран. Священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв, проповедей, которые послал на землю Аллах через своего пророка – Мухаммеда [13]. Мухаммед родился в г. Мекке в 570 г. Личность Мухаммеда остаётся загадкой и на сегодняшний день. Откровения, которые он получал во время уединения, были попытками разъяснить и понять мироздание. Мухаммед призывал всех людей к единобожию. Тех, кто уже на тот момент был христианином либо иудеем он призывал принять единую веру, которой стоит жить, которую стоит соблюдать [18]. Он видел свою миссию в том, чтобы разъяснить людям всемогущественность Аллаха, а также направить их мысли таким образом, чтобы они сами хотели подчиняться воле Аллаха. Мухаммед первый проповедовал единобожие, поэтому его зачастую называют последователем Авраама. Мухаммед читал различные проповеди в Мекке и в Медине, и его учения приобретали авторитет [15]. Его примеры становились законом, а личный авторитет Мухаммеда отождествлялся с авторитетом государства [14]. Таким образом, Коран является своеобразным источником мусульманского права, в котором прописаны все молитвы, проповеди, приписываемые Мухаммеду во время его жизни.

Страницы: 1 2