Государственное устройство Ирака в настоящий период времени

Страница 1

Ирак является одним из государств, входящих в число арабского мира. Отличительной особенностью этих стран является то, что большинство их населения исповедует ислам. Ислам проникает во все сферы жизнедеятельности общества, становясь при этом не просто исповедуемой религией, а основой их жизни. Мусульманское право стоит в центре изучение ислама и характеризуется не только как система норм, а как универсальная политико-правовая доктрина. В Ираке существует определённый политико-правовой режим, который базируется на учениях ислама, а наиболее важные общественные отношения людей регулируются нормами мусульманского права.

Невозможно наиболее точно изучить государственный строй какого-либо государства без анализа Конституции, действующей на его территории. Именно поэтому, проанализировав Конституцию Ирака, можно более чётко говорить о государственном устройстве данной республики.

По Конституции Ирака от 15 октября 2005 года, Ирак – федеративная республика с парламентарной формой правления, основанная на союзе трёх этнорелигиозных общин: арабов-шиитов, арабов-суннитов и курдов [7, разд. 1]. При режиме Саддама Хусейна сунниты , можно сказать, руководили страной, а после его свержения, они оказались в оппозиции.

Статус ислама в Конституции определён как "официальная религия государства и основной источник законодательства". Ни один закон не может быть принят, если он противоречит нормам и принципам ислама. Также в Конституции сделан акцент на то, что Конституция является гарантом прав и свобод Исламского большинства [7, ст. 2, разд. 1]. То есть здесь можно говорить о том, что в Ираке существует чёткая градация населения по религиозному признаку, и жители Ирака делятся на мусульман и не мусульман. Вследствие этого, не мусульмане в своих правах более ограничены, чем те, кто исповедует ислам.

Ирак – это многонациональное и многоконфессиональное государство, которое входит в состав Лиги арабских государств [7, ст. 3, разд. 1]. В Ираке существует два национальных языка – Арабский и Курдский. Но признаются официальными также Турецкий и Сирийский языки на территориях, где они распространены [7, ст. 4, разд. 1].

Народ Ирака является единственным легитимным источником власти, которую он может осуществлять непосредственно через прямые всеобщие выборы, проходящие при тайном голосовании [7, ст. 5, разд. 1].

Передача власти при смене суверена должна происходить мирно, путём голосования, то есть в демократической форме, как это прописано в настоящей Конституции [7, ст. 6, разд. 1].

В Ираке запрещена работа таких партий и общественных объединений, которые пропагандируют терроризм и расизм [7, ст. 7, разд. 1].

Стоит отметить, что в Ираке существует большое количество политических партий, из которых выделяются 2 ведущие: Исламская партия Ирака (объединение суннитов) и шиитский Объединённый Иракский альянс. Эти партии ведут междоусобные войны на протяжении многих десятилетий –это позволяет говорить о нестабильной обстановке в Ираке в настоящий период времени [9, 10].

В Конституции существуют положения о вооружённых силах Ирака. Ирак обязуется следовать мирным принципам соседства с другими странами; не вторгаться во внутриполитическую жизнь других государств; регулировать и разрешать конфликты без военных действий; уважать международные обязательства других государств [7, ст. 7-8, разд. 1].

Столицей Иракской республики признаётся город Багдад [7, ст. 10, разд. 1].

В Конституции Ирака записано, что иракцем является каждый гражданин, у которого мать и отец – граждане Ирака. Быть гражданином Ирака – право каждого жителя. Данное правоотношение регулируется законом. Гражданство не может быть даровано в целях политики заселения страны, так как считается, что это приведёт к дисбалансу населения [7, ст. 18, разд. 2].

Страницы: 1 2 3 4