Совершенствование механизма реализации государственной политики в сфере образования

Страница 8

в Российской Федерации создана отвечающая требованиям современности нормативно-правовая база для области образования; в ее основе лежат гарантии, закрепленные Конституцией РФ;

принципы государственной политики в области образования (в том числе регламентируемые федеральной программой развития образования) являются базовыми как при подготовке ведомственных законодательных актов, так и для непосредственной деятельности каждого учебного заведения;

необходимость реформирования структуры и содержания образования обусловлены развитием науки и связанных с ней технологий производства; основными направлениями последней реформы российского образования являются демократизация системы обучения и воспитания, гуманитаризация и гуманизация, а также компьютеризация процесса образования;

реформирование образования обрело статус государственной политики, поскольку государство декларирует, что будущее страны определяет уровень образования, существующий в ней.

Многообразие направлений в сфере образования делает невозможным решение стоящих перед ней проблем изолированно, без широкого взаимодействия органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления, общественных объединений и других субъектов образовательной деятельности, обусловливает необходимость применения программно-целевых методов решения стоящих перед отраслью задач в рамках государственной программы Саратовской области "Развитие образования.

"Саратовский областной образовательный проект"" хоть и не достиг всех поставленных целей, но тем не менее сдвинул практическое реформирование системы образования в РФ с практически мертвой точки. На сегодняшний момент данный проект выступает механизмом реформирования образовательной системы Саратовской области и представляет собой основу, для дальнейшего развития образовательных структур.

Анализ образовательной политики показывает, что сейчас сужаются возможности для реализации главной стратегической цели государственной политики - обеспечения конституционных прав граждан на получение образования. Обусловлено это увеличением сектора платного высшего образования и отставанием материально-экономических возможностей обучающихся и их семей от стоимости платных услуг. Иначе говоря, без активного вмешательства федеральных властей этой стратегической цели, связанной с соблюдением конституционных прав граждан, достичь невозможно.

Подводя итог анализу государственной политики в области образования, необходимо отметить два ее аспекта: есть теория (порой облеченная в форму законодательных актов) и есть практика российского образования (как правило, нарушающая законодательные акты).

Государственная политика в российском образовании нуждается в новом, целостном, системном осмыслении и корректировке, эффективных механизмах реализации, создающих возможность перехода от индустриального общества к информационному.

Основой успешного осуществления реформы образования является разработка, утверждение и внедрение стандартов всех уровней образовательных услуг.

Развитие образования в нашей стране нельзя рассматривать только из потребностей современного трансформирующего общества. Реформирование должно осуществляться в направлении модели нового века, учитывать как национальные традиции культуры и образования, так и современные позитивные мировые тенденции в развитии образования.

Если государство и высшие учебные заведения, образовательные сообщества будут учитывать интересы друг друга, идти навстречу, то высшее образование действительно станет одним из приоритетов государственного развития, способных вывести Россию из современного кризисного состояния. Тем более, что российская система образования имеет многовековую историю, свои традиции.

Страницы: 3 4 5 6 7 8