Совершенствование механизма реализации государственной политики в сфере образования
В области проявляется (как и в России в целом) гендерный дисбаланс - более 89% педагогического состава и более 91% руководителей образовательных учреждений - женщины.
Отмечается тенденция старения педагогических кадров, растет число работающих пенсионеров - 35,3 % (2011 г.), 32,6 % (2010 г.).
Учреждения среднего профессионального образования испытывают дефицит кадров (мастеров производственного обучения и преподавателей прикладных дисциплин), владеющих перспективными технологиями.
Таким образом, отрицательными факторами (слабыми сторонами), влияющими на развитие образования в Саратовской области, являются:
дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях, наличие диспропорции распределения сетевых единиц учреждений образования на территории Саратовской области;
недостаточный уровень качества предоставляемых услуг в сфере образования;
недостаточный уровень коммуникаций между субъектами образовательной деятельности в условиях разделения полномочий, ограниченность мер поддержки и развития инфраструктурных составляющих сферы образования.
Объективно существует ряд внешних возможностей, позволяющих минимизировать риски и устранить угрозы развития сферы образования в рамках реализации программного метода.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что многообразие направлений в сфере образования делает невозможным решение стоящих перед ней проблем изолированно, без широкого взаимодействия органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления, общественных объединений и других субъектов образовательной деятельности, обусловливает необходимость применения программно-целевых методов решения стоящих перед отраслью задач в рамках государственной программы Саратовской области "Развитие образования".
Трудно спорить с тем утверждением, что в российском образовании многое надо менять. Однако делать это следует не только в содержательной, но и в организационной части. И приступать к работе в каждом конкретном случае следует не спонтанно, а обдуманно и планомерно.
Скажем, в условиях мирового экономического кризиса остро встала проблема финансирования отечественного образования. Хотя, следует признать, даже одномоментное реальное увеличение данного финансирования в несколько раз не способно значительно поднять престиж профессии до прежнего, советского уровня.
Не произойдет и резкого притока в педагогику молодежи. Здесь необходим комплексный подход к решению вопроса, от хорошей зарплаты до обеспечения жильем и достойной пенсией.
Реформы российской школы будут бессмысленны, если не окажутся направлены на достижение определенных целей. К примеру, на реализацию конституционного права граждан на качественное образование (независимо от места проживания), гарантированность общедоступного и бесплатного школьного образования, кардинальное улучшение финансирования сферы и т.д. В противном случае реформирование нецелесообразно.
Важнейшей задачей государственной образовательной политики является создание полноценно развитого научного потенциала страны, и большое количество специалистов во всех остальных областях и сферах деятельности. Без должного уровня образования у специалистов различных профилей государство лишится всех остальных отраслей деятельности общества и можно будет забыть о его полноценном функционировании. Общество должно быть полноценным, а значит образованным и роль государственной политики в данной области сложно переоценить.
В целом, по результатам проведенного исследования, сделаны следующие выводы: