Теоретико-методологические проблемы юридической науки на современном этапе

Страница 3

Ещё дальше по пути придания праву «собственной жизни», а также и формирования нового категориального аппарата пошел А.В. Малько. По его мнению, юридическая доктрина пестрит различными терминами, но нет ни одной категории, которая бы отражала всю правовую реальность (позитивную и негативную). Согласно его предположению, такой общетеоретической категорией может выступить понятия «правовая жизнь».

В связи с этим А.В. Мальков дает следующее определение: «Это совокупность правовых актов и иных форм проявления права (в том числе негативных), характеризующая специфику и уровень существующей действительности, отношения субъектов к праву и степень удовлетворения их Интересов».

Итак, исходя из размышлений большинства ученых, становится ясным, что для преодоления кризиса теоретического правосознания требуется создание целостной интегративной юриспруденции, объясняющей весь механизм существования доктрины. Очевидно также и другое, а именно: все высказанные предположения по реформированию юридической доктрины несут в себе заряд положительного знания, и по всей видимости позволяет преодолеть те трудности, с которыми сталкивается в настоящее время юридическая доктрина. Но лишь при одном условии, суть которого заключается в том, что в центре всех правовых исследований должен быть поставлен человек со своими свободными социально-творческим потенциалом.

Именно идея социального, свободного творчества человека должна найти правовое осмысление в рамках теоретического правосознания, а уже потом воплотиться в повседневной человеческой практике. Переход теоретической мысли о правовом ограничении к идее о правовой свободе есть решающий фактор в становлении юридической доктрины нового типа. Все это дает основание говорить о создании такой теории права, которая обеспечила бы деятельно-творческие начала индивида, давая ему возможность самому познавать объективные обстоятельства и действовать в соответствии с познанным, формируя, при этом новое правовое мировоззрение. Ибо « право стало жертвой отсутствия мировоззрения, и лишь на почве нового мировоззрения оно может возгордиться».

В настоящий момент юридическая доктрина как никогда нуждается в теоретическом и практическом обосновании для того, чтобы оно смогло стать реально действующим социальным феноменом, а не только быть «продуктом чистой абстракции»

Страницы: 1 2 3