Совершенствование законодательства о государственном языке РФ
Наше исторически сложно построенное и федеративное государство под названием Российская Федерация и её многонациональный народ на конституционном уровне в 1993 году закрепили русский язык в качестве единого государственного языка.
Конституционно-правовое закрепление русского языка в качестве государственного языка РФ находит свое отражение в Законе о государственном языке РФ, Законе "О языках народов РФ", Законе "Об образовании" и многих других нормативных актах России.
Такое конституционное и законодательное положение государственного языка РФ, в тоже время, никоим образом не умаляет права народов России использовать свой родной язык и в официальных отношениях, и в быту. Примером этому служит реализация принципа равноправия и самоопределения народов России в сфере национально-языковых отношений, когда за республиками, входящими в состав РФ, закрепили право устанавливать свои государственные языки, которые также могут употребляться в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик вместе с русским языком.
Подытоживая, обозначим, что конституционно-правовое содержание государственного языка России сегодня сводится к следующему:
1) он установлен Основным законом страны;
2) он является механизмом реализации прав и свобод граждан России;
3) он является интегрирующим процессом объединения всех народов, населяющих Россию, в одну нацию - российскую нацию;
4) это необходимый элемент для единообразного государственного управления и понимания государственной воли;
5) его использование на всей территории России является обязательным без каких-либо исключений;
6) он является системообразующим фактором сохранения целостной России;
7) основан на современном литературном русском языке;
8) охраняется и защищается государством под страхом государственного принуждения.
Но все-таки, в настоящем, для полного и правильного использования русского языка, для надлежащего функционирования законодательства о государственном языке РФ необходимо еще решить ряд вопросов, во-первых, раскрыть на законодательном уровне такие понятия, как "государственный язык", "официальный язык", "языки народов России"; во-вторых, внести изменения и дополнения в Закон Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации", в Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации" и другие нормативные акты на предмет четкой регламентации норм и требований по использованию допускаемых слов и выражений, по закреплению ответственности за нарушение законодательства о государственном языке РФ.
Учитывая, изложенное в настоящей курсовой работе, можно сказать, что сегодня, с одной стороны, государственный язык РФ - это важный государственный и обязательный атрибут России, обладающий правовым статусом и положением, закрепленными Конституцией РФ и законами РФ, имеющий собственные исторически сложившиеся и появившиеся на современном этапе развития признаки, обязательный к использованию на всей территории России всеми гражданами, организациями, органами власти всех уровней и их должностными лицами, а с другой стороны, - это не до конца сформированный, сложный и затратный с точки зрения бюджета правовой, государственный и общественный институт.
Но при всем при этом, очень важно понять, что отсутствие государственного языка неизбежно повлечет межнациональные конфликты и распад такого государства.