Совершенствование законодательства о государственном языке РФ

Страница 1

Рассмотрев основные правовые положения государственного языка РФ (русского языка), обозначив его конституционно-правовой статус, законодательное закрепление, и выделив его значение для государства, в том числе для Российской Федерации, его внутренних и внешних общественных взаимосвязей, нельзя не остановиться на вопросе о дальнейшем совершенствовании государственного языка России, обладающего обязательной силой и, безусловно, являющегося государственным атрибутом, наряду с российским гимном и флагом.

Несмотря на уже сформированное и существующее российское законодательство о государственном языке РФ, есть еще ряд нерешенных проблем относительно русского языка как единственного и обязательного государственного языка Российской Федерации.

Обратим внимание на эти неразрешенные вопросы.

Так, в Законе о государственном языке РФ отсутствуют определения к таким основным юридическим конструкциям, как "государственный язык", "официальный язык", "языки народов Российской Федерации".

Кроме того, нет ответа на вопрос, какие языки относить к языкам народов Российской Федерации и при этом, чем необходимо руководствоваться.

При анализе пункта 6 ст. 1, ст. 6 названного Закона и ст. 28 Закона РФ "О языках народов РФ" мы видим, что, во-первых, при использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использования слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке, во-вторых, предусмотрена ответственность за нарушение законодательства в сфере правового регулирования государственного языка РФ.

При всей этой регламентации, действующее законодательство РФ такого основания для привлечения лица к юридической ответственности не содержит.

Представляется, что, наверное, необходимо провести работу по изменению формулировок названных выше статей с тем, чтобы данные нормы начали работать или ввести дополнительные правовые нормы, устанавливающие юридическую ответственность за нарушение законодательства о правовом регулировании государственного языка РФ в административное или уголовное законодательство России.

Другой неразрешенной и нерассмотренной на государственном уровне является проблема стилистики изложения текста в нормативном правовом акте. Так, например, ст. 174 Уголовного кодекса РФ и Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" содержат слово, которое употребляется в языке арго, а именно: "отмывание", которое чуждо официальному нормативному языку и противоречит стилистике государственного языка РФ.

Однако, несмотря на обозначенные языковые проблемы, относительно государственного языка РФ, в сфере его дальнейшего совершенствования, а точнее расширении его сфер обязательного применения и использования, имеют место некоторые новеллы действующего законодательства РФ.

Так, в 2011 году утверждена Федеральная целевая программа "Русский язык (2011 - 2015 годы)" (Постановление Правительства РФ от 20. 06.2011 № 833).

А в 2012 году, например, в соответствии с Федеральным законом от 12. 11.2012 N 185-ФЗ "О внесении изменений в статью 13. 1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и статью 27. 2 Закона Российской Федерации "Об образовании", который вступил в силу с 01. 12.2012 года, иностранные граждане, находящиеся на территории РФ и прибывшие после 01. 12.2012 года в нашу страну для трудоустройства и проживания, должны будут подтвердить владение русским языком на уровне не ниже базового уровня, установленного законодательством об образовании.

Страницы: 1 2