Практика рассмотрения споров по привлечению публично-правовых образований к ответственности и взысканию средств из бюджета

Страница 3

Решение мирового судьи судебного участка №6 Ленинского района г. Оренбурга от 09.09.2009 года и апелляционное решение Ленинского районного суда от 07.06.2010 года по делу по иску Л.С., К.А., Л.А., С., К.О. к Государственному учреждению «Федеральный центр по охране памятников архитектуры и градостроительного искусства» и Министерству регионального развития Российской Федерации о взыскании заработной платы отменить, а дело направить в Ленинский районный суд г. Оренбурга на новое апелляционное рассмотрение.

Для реализации поставленной цели в ходе исследования были решены следующие задачи:

Раскрыто понятие публично-правовых образований как субъекта гражданского права, даны виды и формы публично-правовых образований. Будучи носителями власти и воздействуя посредством законодательных запретов и дозволений на рыночные отношения, публичные образования одновременно являются субъектами гражданского права, наделенными особыми правовыми чертами, и выступают участниками различных рыночных операций.

Конституционно-правовой статус отдельных государственных образований имеют принципиальные различия, Российская Федерация является суверенным, международно признаваемым государством, в то время как ее субъекты и муниципальные образования не обладают суверенитетом, входят в ее состав, в силу собственных законов могут иметь различный объем полномочий и систему органов. Однако с точки зрения гражданского законодательства как субъекты гражданского права они признаны равными. ГК устанавливает в гл. 5 для всех государственных образований общие правила выступления в имущественном обороте.

Государство и другие публично-правовые образования в гражданско-правовых отношениях выступают на равных началах с иными их участниками – гражданами и юридическими лицами. При этом к ним применяются нормы гражданского законодательства, относящиеся к юридическим лицам, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Эти важные формулировки ГК означают, что государственные образования являются собственниками, могут совершать гражданско-правовые сделки, быть носителями иных гражданских прав и нести ответственность по своим обязательствам. Специфика публичных образований проявляется, прежде всего, в их правоспособности, которая в силу выполнения функции носителя публичной власти, является целевой. Кроме этого, они не могут быть носителями ряда гражданских прав, субъектами которых являются физические и юридические лица.

Свою правоспособность государственные образования реализуют не как таковые, а через свои органы, круг которых определен Конституцией РФ, федеральными законами и др. Государство может выступать в имущественном обороте также с использованием института представительства. Это значит, что в предусмотренных законодательством случаях от имени государственных образований могут по специальному поручению выступать юридические и физические лица.

Определены сферы участия публично-правовых образований во всех видах гражданских правоотношений. Эти отношения подразделяются: 1) на имущественные отношения, включая вещные, обязательственные (договорные и внедоговорные), наследственные и связанные с использованием и распоряжением объектами интеллектуальной деятельности отношения; 2) личные неимущественные отношения; 3) организационные отношения.

Раскрыта гражданско-правовая ответственность публично-правовых образований. Гражданско-правовая ответственность публично-правовых образований, закрепленная в законодательстве, является основным базовым правовым инструментом обеспечения принципа равенства публично-правовых образований и иных субъектов гражданского права, которую следует подразделять на два вида: во-первых, это непосредственная гражданско-правовая ответственность по обязательствам публично-правовых образований: они несут ответственность публичным имуществом, входящим в состав казны; во-вторых, опосредованная гражданско-правовая ответственность публично-правовых образований по обязательствам созданных ими юридических лиц за счет публичного имущества, закрепленного за этими субъектами на тех или иных ограниченных вещных правах. Во втором случае установленная законом гражданско-правовая субсидиарная ответственность публично-правовых образований представляет собой правовой механизм трансформации опосредованной разновидности ответственности данных субъектов в их непосредственную гражданско-правовую ответственность. При разрешении споров по искам, предъявленным кредитором государственного (муниципального) учреждения (далее – учреждение) в порядке субсидиарной ответственности, судам надлежит исходить из того, что по смыслу пункта 1 статьи 161 БК РФ с учетом положений статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам этого учреждения является соответствующее публично-правовое образование, а не его государственные (муниципальные) органы. Подводя итог сказанному, стоит отметить, что публично-правовые образования составляют важнейшую часть учения о субъектах гражданского права, что требует дальнейшей теоретической разработки.

Страницы: 1 2 3