Основные источники мусульманского права

Страница 2

Коран состоит из 114 глав (сур), которые включают в себя примерно 6000 стихов (аятов). Около 500 стихов содержат определённые нормы и правила поведения, остальное содержание носит в основном мифологический характер [13].

Стоит отметить, что Коран регулирует все сферы жизнедеятельности, хотя если говорить конкретно о нормах права, то как таковых их не имеется. Существуют лишь образные предписания, которые люди подвергают самостоятельному, но обязательно традиционному толкованию [16].

Коран – уникальнейшее произведение. В нём нет практически никаких конкретных предписаний, которые могли бы называться нормами, но тем не менее люди не понимают, как можно этим предписаниям не подчиниться.

Вторым в иерархии источником мусульманского права является Сунна. Сунна – священное предание, состоящее из рассказов (хадисов) о суждениях и поступках пророка Мухаммеда. В Сунне содержаться нормы брачного, наследственного, обязательственного и других прав. Надо сказать, что Сунна – это также своеобразный источник, построенный на принципах, аналогичных Корану. Однако в Сунне прослеживается некоторое разграничение каких-либо норм и правил поведения, несвойственное для Корана.

Третьим важнейшим источником мусульманского права выступает иджма, составленная по согласию докторов ислама – чтобы восполнить пробелы там, где нет ответа на какой-либо вопрос или заметны видимые изъяны. Иджма – это некая интерпретация определённых норм Корана и Сунны, отличием которой является то, что она не связана с пророком Мухаммедом. В иджме могут толковаться нормы, недоступные разуму, для лучшего их разъяснения.

К иджме, в качестве дополнительного источника, примыкает фетва – собрание мнений отдельных муфтиев. Это является своего рода доктринальным источником мусульманского права, так как в фетве содержатся авторитетные мнения выдающихся учёных-правоведов.

Обязанные истолковать закон, мусульманские юристы часто прибегают к Кийясу (суждению по анологии), чтобы сочетать откровения с разумом человека. Само существование Кийяса позволяет говорить о том, что хоть мусульманскому праву присущи черты, которые сформировались ещё в средневековье: его казуистичность, архаичность, отсутствие систематизации, однако в современном мире наблюдается тенденция развития как самого мусульманского права, так и совершенствование его источников.

Производными источниками шариата являются фирманы – это указы и распоряжения Халифов, а также законы – кануны. Фирманы и кануны ни коем образом не должны противоречить нормам и принципам шариата, а должны лишь конкретизировать, детализировать и дополнять его.

В Ираке, как и остальных странах, исповедующих ислам, особое место занимает правовой обычай. Если ранее он не был распространён, то на сегодняшний день он регулирует наиболее важные общественные отношения и является источником права равным по отношению к иджме или кийясу. Адат, амал, урф – это и есть то, что называется обычным правом. Правовые обычаи в исламе противопоставлены религиозному праву – шариату. То, что в странах исламского мира действует правовой обычай, говорит не о том, что страны переживают прошлое, для них – это шаг вперёд.

Главные исламские течения – это суннизм и шиизм. Отличия между ними состоят в следующем: сунниты в буквальном смысле – это те мусульмане, которые в поступках своих руководствуются Сунной, но главное, то, что отличает их от шиитов, это то, что для суннитов верховная власть является божественной. Они считают, что имамы (избранные правители) – это посредники между людьми и Аллахом. Шииты в свою очередь придерживаются другого мнения: они верят в прямое поклонение Аллаху, без каких-либо посредников [17]. Именно эти противоречия служат причиной конфликтов между суннитами и шиитами Ирака. Ислам – это основа государственного управления данной Республики. Всё строится на его принципах и учениях.

Исходя из вышеизложенного материала, можно говорить о том, что главными источниками мусульманского права являются: Коран – важнейший источник, состоящий из молитв и проповедей Мухаммеда; Сунна – сборник рассказов о поступках пророка; иджма и фетва – доктринальные источники шариата; Кийяс – суждение по аналогии; обычное право (адат, амал, урф), которое получило наибольшую популярность в настоящий период времени; а также фирманы и кануны, издаваемые Халифами. Мусульманское право играет важнейшую роль в жизни населения Ирака. Шариат – это не только способ регулирования общественных отношений, это жизнь людей, это то, чем руководствуется в мыслях своих, словах и делах каждый, кто исповедует ислам.

Страницы: 1 2