Сходства и различия формирования судебного корпуса со странами романо-германской правой семьи

Страница 3

В силу требований §5 немецкого Закона о судьях правом претендовать на судейскую должность обладает лицо, которое получило юридическое образование в университете, сдало первый государственный экзамен и успешно прошло подготовительную профессиональную стажировку, закончившуюся сдачей второго государственного экзамена. При этом обучение и стажировка должны быть согласованы по содержанию.

Кроме того, право занять судейскую должность имеет любой действующий штатный профессор права в университете независимо от его базового образования.

Требования к профессиональной подготовке судей в Германии по объему, содержанию и продолжительности значительно отличаются от российских требований, предъявляемых к образовательному уровню кандидатов на должность судьи. Если в российском законе содержится неразвернутое требование о наличии высшего юридического образования, то в Германии федеральным законом о судьях определяются не только форма, содержание и продолжительность юридического образования, но и закреплена необходимость обязательной профессиональной стажировки. При этом каждая из стадий профессиональной подготовки судей заканчивается серьезным государственным экзаменом.

Продолжительность и объем университетского образования закреплены §5а Закона о судьях: "Время обучения должно составлять четыре года; этот срок может быть сокращен, если студентом будет подтверждено наличие необходимых оснований для допуска к первому государственному экзамену. При этом минимум два года учебы должно обязательно приходиться на учебу в университете". Практика показывает, что общая продолжительность профессиональной подготовки немецких судей до их назначения на должность составляет минимум восемь лет. Фактически требуется, как правило, 8-10 семестров, или 4-6 лет, чтобы пройти весь университетский курс и сдать первый государственный экзамен, а затем еще два года подготовительной профессиональной стажировки. Интересно, что в немецком законе отсутствует нижняя граница возрастного ценза для кандидатов на должности судей, поскольку для Германии не характерна российская ситуация с заблаговременным "накоплением" стажа работы по юридической специальности, необходимого для последующего занятия судейской должности.

Законом федерального уровня определяется и перечень учебных дисциплин: это обязательные предметы и другие основополагающие предметы с возможностью выбора. Обязательны успешное посещение научных семинаров в области права на иностранном языке или подтвержденное посещение правового курса на иностранном языке. Все читаемые обязательные предметы делятся на гражданское, уголовное, публичное и процессуальное право, включая методологию правовой науки и ее философские, исторические и социальные основы, и факультативные дисциплины, усвоение которых служит дополнению курса и углубленному изучению входящих в него обязательных дисциплин, а также межотраслевые дисциплины и международное право.Подобные нормы в законодательстве РФ отсутствуют.

В содержании учебных курсов учитывается практика судопроизводства, управленческой деятельности и консультационно-правовой помощи, включая необходимые квалификационные тесты по таким дисциплинам, как административный менеджмент, ведение переговоров, риторика, конфликтология, медиация, проведение допроса, коммуникация. Помимо лекций организуются практические занятия, длящиеся в общей сложности не менее трех месяцев.

Таким образом, в университетах Германии осуществляется подготовка не по специализациям (хотя в судах отраслевая специализация есть), а по всем дисциплинам, будь то криминология, хозяйственное или налоговое право, уголовный процесс или международное право. На государственном устном экзамене у студента спрашивают все. Результатом такого жесткого подхода является значительный отсев студентов: " .примерно по Германии проваливается на самом последнем рубеже около 25% студентов. При этом количество заявок на сдачу экзамена в 2-3 раза меньше, чем первоначальная численность первокурсников, пришедших в университет после немецкой гимназии".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8