Правовое регулирование и формирование судейского корпуса в Российской Федерации

Страница 2

Со времени создания органов судейского сообщества проведено семь Всероссийских съездов судей. О значимости этих форумов могут свидетельствовать, в частности, принятые на них Постановления: II Всероссийского съезда судей от 30 июня 1993 г. "О ходе судебной реформы в Российской Федерации"; III (внеочередного) Всероссийского съезда судей от 25 марта 1994 г. "О концепции судебной системы Российской Федерации"; IV (чрезвычайного) Всероссийского съезда судей от 4 декабря 1996 г. "О состоянии судебной системы Российской Федерации и перспективах ее развития"; IV (чрезвычайного) Всероссийского съезда судей от 5 декабря 1996 г. "Финансовое и материальное обеспечение судебной деятельности"; V Всероссийского съезда судей от 29 ноября 2000 г. "О ходе судебной реформы в Российской Федерации и перспективах развития судебной системы"; VI Всероссийского съезда судей от 2 декабря 2004 г. "О состоянии правосудия в Российской Федерации и перспективах его совершенствования"; VII Всероссийского съезда судей от 4 декабря 2008 г. "О состоянии судебной системы Российской Федерации и приоритетных направлениях ее развития и совершенствования".

Вышеуказанные документы оказали положительное влияние на деятельность органов судейского сообщества России и способствовали активизации законодательной работы в Государственной Думе и в других государственных структурах, что в конечном итоге привело к принятию целого ряда законов, направленных на совершенствование и дальнейшее развитие судебной системы и судопроизводства.

Таким образом, из анализа указанных автором периодов явствует то, что задатки судейского самоуправления были заложены задолго до начала судебной реформы 1864 г., однако на их развитие отрицательно влияла высокая степень легальной зависимости судей от исполнительной и законодательной властей, а метод государственного регулирования являлся преобладающим в нормативном закреплении судейского самоуправления вплоть до 1988 г., когда были предприняты попытки оформить органы судейского сообщества в структуре судебной власти как важного института обеспечения независимости судей.

В настоящее время в условиях незавершенности правового оформления судебной системы Российской Федерации правовое регулирование института судейского сообщества нуждается в совершенствовании, закреплении его правового статуса и определении его роли в механизме государственной власти. Как показывает история, деятельность органов судейского сообщества, прежде всего, необходима для реализации конституционных принципов: "разделения властей" и "независимости судей", а также для выражения интересов самих судей. При этом органы судейского сообщества оказывают непосредственное влияние на становление и укрепление самостоятельной и сильной судебной власти, что необходимо для формирования демократического правового государства.

Страницы: 1 2