Развитие судейского сообщества в Советской России

Страница 1

Положением "О судоустройстве РСФСР", утвержденным Постановлением ВЦИК от 11 ноября 1922 г., предусматривалось создание достаточно развитой системы специальных судов, в соответствии с которой народный суд стал основной ячейкой судебной системы, народные судьи которого избирались губернскими исполнительными комитетами, по представлению губернского суда или Народного комиссариата юстиции, по числу участков или районов народного суда данной губернии. Народные судьи избирались сроком на один год и могли переизбираться в последующем (ст.ст. 12, 13 указанного документа).

В соответствии с Конституцией СССР от 5 декабря 1936 г. все суды в СССР образовывались на началах выборности. Статьей 112 указанного документа предусмотрено, что судьи независимы и подчиняются только закону.

С завершением Великой Отечественной войны начинается активная реорганизация судебной системы страны и перевод ее деятельности в режим работы мирного времени. В этих целях Постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 28 сентября 1945 г. в местностях, где ранее объявлялось военное положение и действовал соответствующий Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г., восстанавливается обычная подсудность военных трибуналов и общих судов.

В Постановлении Пленума указывается и на неприменимость законов военного времени, которые были приняты в условиях чрезвычайности. В частности, к одному из таких законов можно отнести Указ Президиума ВС СССР от 6 июля 1941 г. "Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения".

С отменой военного положения военные трибуналы железнодорожного и водного транспорта реорганизуются в линейные и окружные суды. Одновременно с этим восстанавливаются и транспортные коллегии Верховного Суда СССР.

По вполне понятным причинам в этот период страна испытывает острый дефицит в кадрах специалистов-юристов. Поэтому Наркомюст СССР инициирует принятие специального Постановления ЦК ВКП(б) от 5 октября 1946 г. о юридическом образовании в стране, имевшего в последующем большое значение для исправления такого положения.

В первые послевоенные годы органами юстиции организуются и выборы народных судей. Причем надо отметить, что выборы судей проводятся непосредственно населением. Однако поскольку на должности судей требовались юристы, имеющие определенный жизненный опыт, то Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1948 г. устанавливается возрастной ценз для народных судей и народных заседателей в 23 года.

В качественном улучшении кадровой работы в судебной системе в этот период большую роль сыграл Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 июля 1948 г., установивший ответственность судей перед дисциплинарными коллегиями. Такие коллегии были образованы при Верховном Суде СССР, верховных судах союзных республик, краевых (областных) и приравненных к ним общих и специальных судах.

В Положении о дисциплинарной ответственности судей отмечалось, что советский судья, избранный народом, должен дорожить доверием народа и являться образцом честного служения Родине, точного и неуклонного исполнения советских законов, моральной чистоты и безукоризненного поведения. В Положении также указывалось, что судья должен иметь не только формальное, но и моральное право судить и учить других. Основаниями для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности могли быть нарушение трудовой дисциплины, упущения в судебной работе вследствие небрежности или недисциплинированности, совершение проступков, недостойных советского судьи (примечательно, что многие его положения вошли в современный Кодекс судейской этики).

Важнейшим шагом государства на пути укрепления судебной системы страны становится Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1954 г. "Об образовании президиумов в составе верховных судов союзных и автономных республик, краевых, областных судов и судов автономных областей". Несмотря на то что организационно полномочия вновь образованных президиумов были сведены к усилению судебного надзора, тем не менее постепенно они берут на себя функции и судебного управления.

Между тем активная деятельность органов юстиции по восстановлению и укреплению судебной системы в послевоенный период заключается не только в организационном, кадровом и материально-техническом обеспечении судебной системы, но и в руководстве судебными учреждениями (судебном управлении). Все это вызывает обоснованную критику со стороны судейского сообщества.

Страницы: 1 2 3 4