Правовое положение судей в древности до 1864 г

Страница 4

В 1712 г. в составе Сената была образована Расправная палата, состоящая из пяти сенаторов, а также назначенных Сенатом "судей расправных дел". По сути, Расправная палата являлась судебным департаментом Сената, основной задачей которой было рассмотрение доношений фискалов и челобитных на незаконные действия и решения местных органов управления и суда. В ее компетенцию также входило рассмотрение дел, направленных непосредственно Сенатом. Расправная палата существовала в составе Сената с 1712 г. по 1718 г. (позже она была передана в Юстиц-коллегию). Наравне с судебной функцией, которая изначально являлась одной из определяющих в деятельности Сената, последнему также принадлежал надзор за коллегиями, судебными и финансовыми органами и за законностью управления вообще. Этот надзор проводился через фискалов, а позднее - прокуроров, состоявших при коллегиях. Таким образом, на Сенат была возложена часть функций органов судейского сообщества.

Второй попыткой отделить суд от управления стал Указ от 24 апреля 1713 г., которым учреждены ландрихтеры (земельные судьи), подчиненные губернаторам и ландратским коллегиям. В 1718 г. была введена должность обер-ландрихтера, распространившего свое влияние на всех ландрихтеров губернии. Последними указами о них были указы 1719 г. (19 марта и 17 апреля), по которым контроль над ландрихтерами и ландратами осуществляется раздельно. Первые подчинялись Юстиц-коллегии, вторые - Камер-коллегии. Слабость всех этих мер правительства Петра I состояла в том, что не было четкого функционального разделения чинов, отсутствовал законодательный механизм их действий и взаимодействия.

Вместе с тем надзор за правильной деятельностью суда осуществляли: в кригсрехте (военный суд) - аудиторы (с 1715 г.), в надворных судах - прокуроры (с 1720 г.), в Сенате и Синоде, коллегиях - обер-прокуроры.

В 1722 г. при надворных судах были учреждены прокуроры, в обязанность которых входил надзор за правильностью судопроизводства, и проведена еще одна радикальная реформа, заключавшаяся в упразднении нижних судов и создании новых провинциальных судов, в состав которых входил воевода и асессоры.

В силу установления в России абсолютистской монархии, централизация всех ветвей власти была сконцентрирована в руках императора, включая судебную. В начале XVIII в. Россия не была готова к отделению суда от администрации, о чем свидетельствует уничтожение систем надворных судов и объединение суда и администрации в одних руках посредством передачи судебных функций губернаторам и воеводам.

Отношения между судебной и административной властями определялись тем, что воеводы и губернаторы не обладали широкими правами в области судопроизводства, а могли лишь контролировать деятельность судей, принимать жалобы на действия судей, направляя их в надлежащие инстанции для рассмотрения.

Однако в связи с тем, что сохранялось двойственное отношение к судам, судейское сообщество не развивалось по той причине, отсутствия соответствующих в достаточной мере социально-политических и экономических условий для таких реформ.

Лишь Екатерина II предприняла попытку упорядочить структуру судебных учреждений, в 1775 г. появились Учреждения для управления губерний, в которых были сформулированы принципы новой сословной судебной системы.

В государственном аппарате абсолютной монархии выборные и коронные судьи составили специфический корпус служащих. Престиж положения членов коллегий соответствовал их сословной принадлежности и иерархии присутственных мест в губернии. Монарх уравнял в классах должности дворянских заседателей в верхних земских судах с председателями губернских магистратов и верхних расправ. Уездные судьи числились в VIII, расправные - в IX классе. Члены губернских и городовых магистратов занимали должности X-XII классов, ратуш - XIII. Вакансии сельских заседателей являлись внеклассными.

Ключевые элементы статуса судейских чиновников и судебных представителей получили последовательное закрепление в процессе законодательного регулирования государственной службы. От судей требовалось поддерживать уважение к судебной власти и достоинству их должности: вести нравственный образ жизни, соблюдать порядок в присутственном месте, хранить тайну совещания и служебной информации, воздерживаться от неофициального общения с фигурантами дел. Судьи не пользовались дискреционными полномочиями и обязывались неукоснительно соблюдать законодательство ("всякое решение дела не инако да учинится, как точно в силу узаконений и по словам закона"). Для руководства в работе суды снабжались нормативно-правовыми актами из действующих государственных органов. Сословные собрания вручили выборным судьям "наставления" к должности с приложением собраний законодательства от Соборного уложения и Регламента Главного магистрата до новейших указов Екатерины II. Суды, осуществлявшие юрисдикцию над нерусским населением, получили часть законодательных актов в переводах на местные "титульные" языки. Деятельность судей и заседателей началась с планомерного изучения актов законодательства.

Страницы: 1 2 3 4 5